Никакие технологии не отменят главного: сыщик должен прежде всего переиграть преступника в интеллектуальном поединке. То есть банально перехитрить желательно самым небанальным образом.
Как советская милиция брала преступников умом, рассказывается в книге генерала Галустьяна "Огарева, 6. Семидесятые. Люди-легенды на фоне эпохи".
В 1972 году из универмага города Севан было похищено золота и драгоценностей на полмиллиона рублей. По тем временам умопомрачительная сумма.
Злоумышленники укрылись под коробками из-под больших телевизоров. А ночью, сломав хлипкую дверь между отделами культтоваров и ювелирным, вскрыли сейфы. Милиция вычислила наводчицу преступников, молодую продавщицу отдела культтоваров. Через нее вышли на организатора преступления. Им оказался студент местного техникума рыбного хозяйства, бойкий парень с отличной характеристикой и репутацией.
Крепкий оказался орешек. "Мало того, что в своей дебютной "криминальной постановке" он действовал изобретательно и дерзко. Но и в ходе допросов, не имея ни малейшего опыта противостояния оперативным и следственным мерам, сопротивлялся весьма серьезно", - рассказывает Оксиан Галустьян.
Надо было найти украденное золото. По оперативной информации, драгоценности были зарыты где-то возле дома преступника. Дальше опять слово автору книги: "Что мы только не делали, чтобы найти этот "клад"! Даже экстрасенса позвали, чтобы подсказал, где копать. Ничего не помогло. А студент молчал.
Вот тут-то у нас и родилась идея провернуть комбинацию с помощь местных СМИ. В то время главным источником информации в Севане была районная газета. И я отправился к ее редактору".
По просьбе милиции газета отпечатала в единственном экземпляре номер с объявлением, что в связи с расширением дороги будут сноситься такие-то дома, в том числе дом задержанного.
"Мы очень аккуратно организовали студенту передачу якобы от родственников, - рассказывает генерал. - Продукты завернули в "эксклюзивный" номер газеты. И комбинация сработала! Парень занервничал. Охрана была заранее проинструктирована, что если он будет искать способ передать записку, идти на "преступный сговор". Так письмо попало к нам. А там полная схема, где искать тайник".
Как потом выяснилось, преступники хотели продать драгоценности в Москве. Но поскольку милиция заблокировала выезды из города, решили до поры припрятать сокровища. Потом они собирались вывезти золото в авоськах с хлебом, упаковав его в буханки.
В 70-е годы прошлого века в Ереване появилась банда, совершавшая разбойные нападения на квартиры граждан. Преступники выдавали себя за работников ЖЭКа, СЭС, милиции и так далее. Граждане верили им и впускали в квартиры. Бандиты тут же связывали человека и выносили из квартиры деньги и драгоценности.
Незваные гости приходили, когда в доме было мало людей. И всякий раз меняли обличье. "В том и состояла сложность их поимки, - говорится в книге. - Сотрудники МВД обращались к гражданам через СМИ, призывали быть бдительными. Мы объявляли: не открывайте двери "работникам ЖЭКа", а на другой день жителей грабили уже "милиционеры". Мы предупреждали: бойтесь "милиции", а назавтра ценности из квартир выносили "люди в белых халатах". Грабители использовали парики, наклеенные усы и бороды. Являлись к потенциальным жертвам не только в спецовках или мундирах, но и в элегантных костюмах, со значками-ромбами о высшем образовании, с тросточками в руках. И всякий раз хозяева квартир проникались к ним доверием, пускали".
Продолжалось это достаточно долго. В городе началась тихая паника. Наконец дала плоды агентурная работа: появилась информация, что главарем банды является криминальный авторитет по кличке Хромой, что он наркоман и регулярно колется. Вскоре милиция узнала, в каком медпункте бандит делает уколы, и вышла на медсестру, торговавшую наркотиками. Девушку поставили перед выбором: или сесть самой, или помочь посадить бандита.
Она выбрала второе. Когда милиция пришла брать бандита по тайному сигналу медсестры, она проявила незаурядную артистичность. Женщина с таким остервенением вцепилась ногтями в лицо оперативника по имени Шуберт, что у того на всю жизнь остался шрам. "Уж на что ушлый лицедей был Хромой, но не догадался, что это с ее подачи мы его задерживаем", - пишет генерал.
В 1968 году произошли беспорядки в детской воспитательной колонии в городе Абовяне Армянской ССР. Бунт подняла группа опасных осужденных, достигших совершеннолетия, но по вине сотрудников колонии не переведенные во взрослые зоны. Зачинщики беспорядков вооружились самодельными ножами, заточенными железками и захватили в заложники пятерых сотрудников колонии. При этом бунтовщики склонили к участию в беспорядках остальных заключенных.
Зачинщики выдвинули дерзкие требования: самолет, большую сумму в валюте и воздушный коридор до Ирана. К колонии со всей республики съехались родители заключенных. Силовое давление бунта могло бы привести бы к массовой гибели и заложников, и заключенных подростков. Тогда было принято нестандартное решение: родителям разрешили под честное слово забрать детей из колонии. Зачинщики бунта не смогли помешать акции, настолько она оказалась неожиданной. Увидев, что колония опустела, бунтовщики растерялись и сдались. Беспорядки удалось подавить без единого выстрела. А все осужденные подростки вернулись в колонию, родители слово сдержали.