"Уроки режиссуры" первой Биеннале театрального искусства продолжают петербургские страницы. Работы молодых - в конкурсе, чеховские спектакли мастеров - "Три сестры" Льва Додина и "Дядя Ваня" Юрия Бутусова - к открытию и закрытию биеннале. Плюс обмен опытом и круговорот энергии на мастер-классах, которые востребованы и проходят в Бахрушинском музее при неизменных аншлагах.
"И у молодого актера, и особенно у молодого режиссера сейчас слишком много соблазнов, предложений, проектов. Один делаешь правой рукой, другой - левой ногой. А еще можно что-то подтолкнуть коленкой. И большие замыслы уходят в череду мелких дел. Там читку провел, здесь читку провел. А до спектакля руки так и не дошли... - этот урок от руководителя петербургской "Мастерской" Григория Козлова стоило бы каждому, вступающему на путь режиссуры, выписать себе золотыми буквами. - Надо ценить главное в себе. Не уступать его даже под давлением".
Четыре молодых режиссера, чьи работы вошли в программу первой биеннале, уже благополучно успели выработать здоровый иммунитет против лихих скоростей в театре. Их постановки в Петербурге вошли в топ лучших спектаклей, к ним не раз уже в Москве подбирала формат "Золотая маска", на их фамилии в России делают серьезные ставки на будущее. Знакомьтесь: Михаил Патласов ("Чук и Гек", Александринский театр, 29 октября в ЦИМе); Наталья Лапина ("Письмовник", "Мастерская" Григория Козлова, 30 октября на Новой сцене Вахтанговского театра); Денис Хуснияров ("Камень", Театр на Васильевском, 8 ноября в СТИ); Игорь Сергеев и Варвара Светлова ("Билли Миллиган", "Такой театр", 31 октября в Театре им. Маяковского, сцена на Сретенке).
В режиссуре они явно всерьез и надолго. Занимаются ли они исследованием, может ли внутри одного человека уживаться одновременно двадцать четыре "я", взяв за основу реальные события из жизни одного из самых известных людей в истории психиатрии с диагнозом "расстройство множественной личности", как в постановке "Билли Миллиган". Инсценируют ли дневники Гайдара вместе с документальными свидетельствами тех, кто был репрессирован и прошел через сталинские лагеря, как в спектакле "Чук и Гек". Рассказывают ли на примере истории одной семьи о судьбе Германии 1935-1993 годов, от прихода к власти нацистов до объединения на развалинах Берлинской стены, как в "Камне". Или же, как в "Письмовнике", ищут ответы на вечные вопросы: что есть время, что есть жизнь, что есть мысль. И какой во всем этом смысл, если рядом с тобой нет того, без кого ты не можешь дышать...