Трехлетний мальчик заставил курганских депутатов менять закон

Скандал с выселением ребенка из квартиры может изменить федеральный закон о дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот.

Эта резонансная история случилась в Шадринске и прогремела на всю страну. Трехлетний малыш жил с мамой в однокомнатной квартире. Полгода назад она трагически погибла. Воспитанием ребенка занялся отец, до этого живший отдельно. Сейчас Леонид Григорьев переселился к сыну, водит его в детский сад, работает. Гром грянул, когда он пошел в горадминистрацию узнать, как платить за жилье. Чиновники заявили, что квартира муниципальная и они с ребенком должны ее немедленно освободить. Действительно, хозяйкой 28-метровой однушки значилась мать мальчика. Она получила ее бесплатно от государства как сирота, правда, не в 18 лет, как полагается по закону, а в 25, когда у нее уже был ребенок. Выбивать жилплощадь молодой маме пришлось с боем, через суд, но пожить в комфорте удалось всего два года. Даже приватизировать квартиру она не успела. Вопрос передачи сиротам жилья в собственность рассматривается только через пять лет.

- Я не претендую на квадратные метры, но сын здесь прописан, его-то за что выгоняют? - пытался отстоять права ребенка отец, но бесполезно. Власти Шадринска подали заявление в суд с требованием "изъять из пользования жилое помещение путем выселения без предоставления иного". Сам Леонид Григорьев зарегистрирован в деревне, но там, по его убеждению, ничего хорошего их с сыном не ждет: ни работы, ни детского сада.

Родственница Леонида Татьяна Лопарева рассказала "РГ", как прошла в Кургане все инстанции, пыталась даже пробиться на прием к губернатору, но ее к нему не пустили.

- Больше всего меня удивила позиция уполномоченного по правам ребенка Алены Лопатиной, - говорит Татьяна. - Казалось бы, ей сам бог велел первой броситься на защиту малыша, но она с ходу сказала, что закон на стороне чиновников. А о судьбе мальчика, по ее мнению, должен позаботиться отец.

Единственным, кто согласился помочь семье, оказался председатель областного правозащитного центра, гражданский омбудсмен Александр Андрюков. Правозащитник предал дело огласке, пресса подняла шум и чиновники пошли на попятную. В администрации Шадринска заявили, что отзывают иск, ребенок останется в квартире до окончания срока действия договора специализированного найма, заключенного с его матерью, который истекает через три года. За это время власти решат, оставить мальчика в квартире или предоставить равноценную, но уже на законных основаниях. Подключился и губернатор, по его словам, малыш не останется на улице.

Между тем

Пока, по информации гражданского омбудсмена Александра Андрюкова, официальных документов об отзыве иска никто не получал. Очередное заседание суда назначено на 30 октября. Но, даже если ребенка временно оставят в квартире, правовая коллизия никуда не исчезнет.

- В законе о сиротах много пробелов, - считает правозащитник. - Мать погибла, а ребенка на улицу, что ли? У нас был другой случай. Двое сирот поженились, у них родились дети, а после этого им дают квартиры, отдельно мужу и жене. По договору спецнайма пять лет они ничего не могут с жильем сделать: ни продать, ни обменять, ни сдать в аренду.

Чтобы исключить подобные казусы, Александр Андрюков с коллегами готовят проект поправок в закон. Например, предлагают наделить городские и районные комиссии, распределяющие жилье сиротам, правом определять, какой договор с ними заключать, спец- или соцнайма. Если люди взрослые, самостоятельные, семейные, им вполне можно передать квартиру в собственность, уверен правозащитник. Кроме того, если случится трагедия, члены семьи должны иметь право на жилье.

Областная дума, в свою очередь, тоже озаботилась судьбой ребенка. Депутаты обратились к коллегам в Госдуме, чтобы они тоже подумали над изменением законодательства. При этом курганские народные избранники считают, что администрация Шадринска поступила правильно, только, может, не совсем корректно.