26.10.2017 07:40
    Рубрика:

    Жители Киргизии жалуются на плохое качество цифрового телевещания

    Телезрители жалуются на качество цифрового вещания
    Прошло полгода с тех пор, как киргизстанцам отключили аналоговое и подключили цифровое телевидение. За это время у жителей республики накопилось много претензий к качеству нового формата.

    Застывшая картинка

    Почему Киргизия перешла на цифровое вещание? Чаще всего чиновники объясняли это необходимостью улучшить качество картинки и увеличить количество доступных телеканалов. Однако спустя полгода после перехода выяснилось, что больше всего нареканий у многих киргизстанцев вызывает именно качество сигнала. Нередко возникают проблемы и с изображением, и со звуком. Причем речь идет не только об отдаленных населенных пунктах, но и о столице республики.

    - Мы живем в частном доме в районе Западного автовокзала, - рассказал "РГ" житель Бишкека Игорь Евреинов. - Часто на половине каналов зависает картинка, а то и вовсе появляется надпись "нет сигнала".

    Проблемы начались буквально через месяц после перехода на цифру. Во-первых, сигнал пропадает совсем. Во-вторых, как мне потом объяснил телемастер, показатель интенсивности сигнала не превышает 40 процентов. Особенно плохо в непогоду. В дождь или ветер телевизор вообще можно не включать. Все равно он ничего не показывает. Сплошные помехи.

    Как оказалось, аналогичная ситуация складывается и в регионах. Так, по словам жителя Ново-Покровки Иссык-Атинского района Чуйской области Расула Кудаева, очень часто изображение на экране замирает, хотя звук при этом по-прежнему слышен.

    - Я не особо разбираюсь в телевизионных технологиях, - признался Расул. - Когда сказали, что отключат аналоговое вещание, купил антенну и ресивер, сам все подключил, установил. Ровно месяц проблем не было, а потом начались помехи. Телемастер, которого вызвал, утверждает, что с телевизором, ресивером и антенной все в порядке. Проблема в сигнале.

    В поисках крайнего

    Куда телезрителю обращаться за помощью? В республики есть сall-центр, где, надо отдать должное сотрудникам, проконсультируют по различным вопросам. Советом поможет и технический отдел. Однако специалиста можно вызвать на дом только из частной компании. Жителям столицы эта услуга (только вызов) обойдется в 300 сомов. Выезд за город стоит дороже. А сколько мастер возьмет за работу, известно только ему одному.

    Гораздо проблематичнее складывается ситуация в селах, где проживает много пенсионеров, которым такие траты просто не по карману. Хорошо, если есть родственники помоложе, которые помогут разобраться. А вот одиноким старикам приходится совсем туго.

    Найти государственный орган, который бы отвечал за качество телевещания, оказалось непросто. В министерстве транспорта и дорог, которое раньше отвечало и за коммуникации, корреспонденту "РГ" пояснили, что не так давно эти функции переданы министерству культуры, информации и туризма КР. Там создали департамент информации и массовых коммуникаций. Однако и в этой структуре отвечать за качество "цифры" не готовы.

    - У нас совсем другие задачи, - пояснил пресс-секретарь минкультуры Марлен Соляной. - В нашем ведении - контент и соблюдение необходимых требований к безопасности телепрограмм.
    От контроля качества цифрового сигнала открестились и в Госагентстве связи при Госкомитете информационных технологий и связи КР. Здесь сообщили, что они занимаются исключительно вопросом распределения частот. Не входит проблема и в компетенцию ОАО "Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания" (РПО РМТР). Но там хотя бы согласились прояснить ситуацию.

    - Конечно, думать, что при переходе на цифру все будет гладко, было бы слишком самонадеянно, - утверждает генеральный директор РПО РМТР Усан Джанузаков. - Сначала было очень много обращений. Например, в Токмаке от вышек, установленных компаниями мобильной связи, шло излучение, которое влияло на цифровой телесигнал. Пришлось поработать, но ситуацию исправили. Может исказить идущие от ретранслятора волны близость к высоковольтным линиям электропередач. Но многое зависит и от самих телекомпаний. У всех разный бюджет, и некоторые из-за дефицита средств экономят на оборудовании. Какой они сигнал сформируют, такой мы и передаем после некоторого усиления. То есть наша задача - распространить сигнал по республике. Поэтому в случае помех я бы рекомендовал перенастроить антенну или проверить соединение телевизора с ресивером.

    Прием - передача

    Тем не менее по просьбе корреспондента "РГ" Усан Джанузаков поручил сотрудникам центра управления и контроля сети РПО РМТР проехать по нескольким адресам, где телезрители жаловались на плохое качество изображения, чтобы на месте разобраться в ситуации.

    Пенсионерка Нина Давыдова живет на улице Кирпичной в селе Ново-Покровка. Она жаловалась на то, что вместо изображения по экрану ползут "цветные капли". При проверке выяснилось, что на антенне после дождя окислились контакты. После устранения неполадки сигнал стал поступать на принимающее устройство без помех.

    - Когда только готовились перейти на новый формат вещания, я лично проверял проходимость сигнала в Чуйской области, - говорит инженер-метролог Жаныбек Кубушалиев. - От Сокулука до Канта все было в порядке. Измерения проводились по пяти параметрам: коэффициент ошибок модуляции, бытовой поток, устойчивость сигнала, внешние помехи, высота над уровнем моря. Все показатели были в норме. На качество ресиверов пока никто не жаловался.

    По второму адресу в этом же селе причиной плохого сигнала служило то, что антенна была установлена низко и направлена не в сторону передающего устройства. К тому же, как оказалось, прохождению сигнала мешали слишком высокие деревья. По остальным адресам ситуация была аналогичной.

    Словом, специалисты утверждают, что проблем с передачей сигнала в республике нет. Вот только что же делать с его качеством?

    Справка "РГ"

    Киргизия является членом Международного союза электросвязи (МСЭ) и в 2006 году вместе с 103 другими странами присоединилась к плану перехода на цифровое вещание. За республикой закреплен частотный ресурс, позволяющий создать 15 мультиплексов, транслируемых на всю страну. В приграничных районах Киргизия отключила аналоговые телеканалы 17 июня 2015 года, внутри республики - 15 мая 2017 года.