Шепелева: Многие проблемы суррогатного материнства не урегулированы

Как родить ребенка, если диагноз звучит суровым приговором: "Бесплодие"? Современные репродуктивные технологии и, в частности, суррогатное материнство успешно помогают таким людям. Вместе с тем возникают сложнейшие вопросы, для решения которых требуются принципиально новые подходы. В одних странах оно разрешено, в других запрещено. Где-то - просто ограничено. Спрос на суррогатных мам огромный. О проблемах искусственной репродукции человека обозреватель "Российской газеты" беседует с экспертом в области репродуктивного права, членом Российской ассоциации репродукции человека Дарьей Шепелевой.

По данным вашей ассоциации, в России зафиксирован рост числа детей, рожденных от суррогатных матерей. Но почему эксперты говорят: надлежащая правовая база в этой области оставляет желать лучшего?

Дарья Шепелева: Вы правы. Большинство правовых проблем, связанных с достижениями биомедицины в области лечения бесплодия, не урегулированы, затрагивают лишь некоторые аспекты. Более того, спорны, противоречат друг другу. Но суррогатное материнство уже перестало быть вопросом только национального законодательства. Например, на Гаагской конференции по международному частному праву обсуждаются вопросы национальной принадлежности рожденных детей, вопросы их защиты, вопросы анонимности и неанонимности донорских программ. Важно, чтобы все, связанное с подобными программами, решилось в пользу единого документа для всех европейских стран.

Ведь различают два вида суррогатного материнства?

Дарья Шепелева: Да. Так называемое полное суррогатное материнство и частичное суррогатное материнство. При полном - гестационном суррогатном материнстве женщине переносят генетически чужой ей эмбрион. То есть генетического родства между будущим ребенком и суррогатной матерью нет. При частичном (традиционном) суррогатном материнстве - используется яйцеклетка суррогатной матери.

При суррогатном материнстве женщина, которая рожает, не биологическая мать ребенка. Она выполняет "работу"

Кто и при каких условиях может иметь допуск к программам суррогатного материнства?

Дарья Шепелева: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ч.9 ст. 55) определяет понятие суррогатного материнства. Это "...вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью ... и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям". Да, противопоказания есть. Как есть и четко определенный перечень показаний. Все вместе они служат защите здоровья будущего ребенка и суррогатной матери, а также предотвращению прецедентов, когда родители отказываются от нездорового ребенка.

Например?

Дарья Шепелева: Достаточно известно "дело Baby Doe" в 1983 году в США. Домохозяйка из Мичигана согласилась выносить ребенка для Александра М. и его супруги. Ребенок родился с гидроцефалией. Потенциальный отец подал иск в суд об оспаривании отцовства. Суррогатная мама тоже не захотела оставлять ребенка себе. А в результате генетического теста выяснилось, что генетическим отцом рожденного ребенка является... муж суррогатной матери.

Возраст потенциальных родителей имеет значение?

Дарья Шепелева: Этот вопрос не урегулирован ни в одном нормативно-правовом акте. В законодательстве ограничений по возрасту нет. Но насколько это правильно? Ребенка надо не только родить, но и успеть воспитать, дать ему тепло и заботу материнских рук, возможность получить образование, сохранить его безопасность хотя бы до совершеннолетнего возраста. Думается, было бы правильно ввести законодательно предельный возраст для участия в подобных программах, ограничить его в соответствии с разумными критериями и со средней продолжительностью жизни. А в случае непредвиденных обстоятельств, которые могут теоретически произойти с потенциальными родителями, ввести опекунов и попечителей в подобные обязательства.

Участвовать в программе могут только пары, состоящие в официальном браке?

Дарья Шепелева: Все непросто. Начиная с 2016 года ЗАГСы стали отказывать в регистрации рожденных детей парам, которые не состоят в официально зарегистрированном браке. Отказывают и одиноким женщинам. При этом руководствуются нормами п. 5 ст. 16 ФЗ "Об актах гражданского состояния". Теперь регистрация рождения данному кругу лиц возможна только через суд. А ведь это противоречит действующему законодательству, которое не предусматривает каких-либо запретов или ограничений по признаку супружеского статуса при реализации программ суррогатного материнства. Все дети, рожденные суррогатными матерями по договорам о вынашивании беременности с одинокими женщинами, могут быть зарегистрированы только суррогатными матерями. Это также противоречит основополагающим принципам и целям технологии суррогатного материнства, подразумевающим оказание медицинской помощи лицам, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

А участие одиноких мужчин в программах суррогатного материнства?

Дарья Шепелева: В России действует конституционное гендерное равенство. Однако одинокий мужчина вообще не упомянут в законе как лицо, которое может обратиться за помощью в лечении бесплодия. В 2010 году Бабушкинский районный суд Москвы вынес первое прецедентное решение об обязанности ЗАГСа зарегистрировать ребенка, родившегося по программе суррогатного материнства с донорскими ооцитами для одинокого мужчины. В графе "мать" стоял прочерк. Суд мотивировал это решение тем, что в российском законодательстве "отсутствуют какие-либо запреты или ограничения относительно возможности для мужчины или для женщины...реализовывать себя как мать или отец с применением методов искусственной репродукции". Впоследствии российскими судами были приняты еще несколько фактически идентичных решений по аналогичным делам с участием "одиноких родителей".

Если суррогатная мать отказывается передать ребенка, eй можно предъявить иск о нарушении договора

Один из самых непредсказуемых процессов в репродукции - роды: что делать, если суррогатная мама не может подписать в силу объективных причин согласие на передачу ребенка?

Дарья Шепелева: По Закону у нас действует презумпция материнства, то есть мать та, которая родила. В программах же суррогатного материнства женщина, которая рожает, не является биологической матерью ребенка. Она выполняет "работу" по договору о вынашивании беременности. Генетически ребенок не имеет к ней никакого отношения. Основанием для государственной регистрации ребенка является в том числе согласие суррогатной матери на передачу ребенка потенциальным родителям. Без данного согласия регистрация не может быть произведена. Это способно создать такую ситуацию, когда ребенок не может быть передан в семью, не может быть официально оформлен.

Какой выход?

Дарья Шепелева: Если суррогатная мама состоит в официально зарегистрированном браке, то супруг обязательно должен дать свое согласие на участие его жены в подобной программе. Следовательно он имеет право юридически решить судьбу рожденного.

А если суррогатная мама не состоит в браке?

Дарья Шепелева: Тогда сложнее. Именно поэтому мы рекомендуем в договоре о вынашивании беременности прописывать, что будет в случае смерти потенциальных родителей и суррогатной матери, кто заберет ребенка, кто и кому будет выплачивать компенсацию. К сожалению, с точки зрения Закона, решить этот вопрос на данном этапе невозможно.

Бывает, что после рождения ребенка суррогатная мама не хочет передавать ребенка потенциальным родителям?

Дарья Шепелева: Бывает. И по закону у суррогатной матери есть такое право. Действует презумпция материнства. Вынашивая девять месяцев ребенка в своем чреве, женщина может принять такое решение. Но, как правило, это уже некое средство давления со стороны суррогатной матери, которая оказалась недовольна компенсацией за оказываемые ею услуги.

Что могут сделать потенциальные родители в таком случае?

Дарья Шепелева: Данная ситуация должна быть обязательно отмечена в договоре о вынашивании беременности, который заключается между суррогатной мамой и потенциальными родителями. Должны быть введены штрафные санкции за отказ от подписания согласия на передачу ребенка. То есть к суррогатной матери можно предъявить иск о нарушении условий договора. Кроме того, Семейный кодекс РФ в ст. 68 предусматривает защиту родительских прав. Это означает, что "родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители могут обратиться в суд за защитой своих прав". Основания удержания младенца нельзя назвать незаконными. Но суд может рассмотреть договор о вынашивании, учесть сам смысл подобных программ, установить, если это возможно, генетическую связь родителей и ребенка и принять положительное решение относительно передачи ребенка потенциальным родителям.

А если родители не хотят забирать ребенка, рожденного в программе суррогатного материнства. Что делать?

Дарья Шепелева: К сожалению, у потенциальных родителей есть такое право. Есть не моральная, а юридическая возможность - отказаться от воспитания своего ребенка. В такой ситуации либо суррогатная мама будет воспитывать ребенка, рожденного по программе суррогатного материнства. Либо ребенок попадает в органы опеки и попечительства с возможностью его дальнейшего усыновления. Безусловно, в договоре надо закрепить правило, по которому родители выплачивают компенсацию суррогатной маме независимо от принятого решения относительно ребенка и несут родительские права и обязанности в отношении такого ребенка.

Если вернуться к репродуктивному туризму: все больше генетических туристов приезжают туда, где разрешено коммерческое суррогатное материнство и анонимное донорство. Как зарегистрировать и вывезти такого рожденного ребенка в страну, гражданами которой являются потенциальные родители?

Дарья Шепелева: Что касается подобных программ в России, то можно зарегистрировать ребенка, рожденного на территории Российской Федерации, по нашему праву. Но мы не можем помочь иностранным родителям с получением документов на ребенка и присвоением гражданства. Этот вопрос им необходимо решать самостоятельно с посольством страны, чьими гражданами они являются.

Дарья Александровна, что такое репродуктивный туризм?

Дарья Шепелева: Разрешено коммерческое суррогатное материнство в России, Украине, Белоруссии, Грузии, некоторых штатах США. Разрешено некоммерческое суррогатное материнство (то есть на безвозмездной основе) в Великобритании, Дании, Израиле, Австралии. Не урегулировано никак на законодательном уровне суррогатное материнство в Испании. Но по факту не запрещено.

А где запрещено?

Дарья Шепелева: В Швеции, Норвегии, Латвии, Литве, Эстонии, Германии, Австрии, Италии, Китае, Польше, Венгрии, Швейцарии. Недавно к странам, где запретили суррогатное материнство, присоединились Индия, Мексика, Таиланд, а в Непале ввели мораторий на подобные программы.

Только факты

По данным Всемирной организации здравоохранения, бесплодием страдают примерно 15% пар репродуктивного возраста (15-49 лет). Около 9% женщин в возрасте 20-44 года не могут зачать ребенка в течение как минимум 12 месяцев. По разным оценкам, в 20-30% случаев проблема - у мужчины, 20-35% - у женщины, 25-40% - у обоих. В 10-20% случаев причину найти не удается. Дополнительные сложности возникают из-за увеличения среднего возраста женщин при рождении детей в развитых странах.