29.10.2017 12:59
    Поделиться

    В Воронеже приземлились летающие хулиганы

    Полеты над сценой, трюки с цирковыми скакалками, сальто с метлой и стойки на одной руке удивили публику III международного фестиваля "Маршак", который стартовал в Воронеже 28 октября.

    Программу "Театр, где играют дети" открыл уникальный петербургский цирк для хулиганов. Его основали в Санкт-Петербурге в 2000 году. Первых артистов набирали прямо на улицах - выманивая из плохих компаний.

    - Тогда по Питеру разъезжала на моноцикле и жонглировала двумя мячиками молодая немка Астрид Шорн, которая приехала воплощать свой дипломный проект по социальной педагогике. В Германии так устроена система образования, что нужно не только теоретически что-то обосновать, но и доказать, что твоя идея может быть успешной. Астрид знакомилась с ребятами, которые тусовались на улицах, в подворотнях. Вы помните, какое было время в 1990-е: детская проституция, подростки дышали клеем… С ними она и собиралась работать. И тут встретила такую же "сумасшедшую" Ларису Афанасьеву - та отучилась на режиссера, но не хотела работать в театре. Ну и все - взрыв сверхновой, рождение вселенной… - рассказал об истории "Упсала-цирка" его бессменный главный тренер Ярослав Митрофанов.

    Сегодня беспризорники в северной столице, считай, перевелись, поэтому в труппу приглашают ребят из групп социального риска. У кого-то родители страдают зависимостями, у кого-то - просто малообеспеченные или многодетные. Кто-то учится в коррекционной школе или в специальной (для малолетних правонарушителей). Есть отдельный проект для детей с синдромом Дауна.

    Пять дней в неделю у циркачей репетиции, в выходной - обязательный кульпоход. В течение года идут спектакли в специальном шатре. На каникулах труппа выезжает в загородные лагеря и на гастроли, в том числе за рубеж.

    Было бы странно предполагать, что ребята мигом бросают вредные привычки и становятся "шелковыми". Но взрослые научились на них влиять. Однажды мальчик украл деньги у товарища по труппе - в наказание месяц мыл полы в цирке. Заработал нужную сумму и выплатил долг. Парни эти дружат до сих пор. Выпускники забегают в "Упсала-цирк" на чай. Зовут Митрофанова "батей".

    Кастингов здесь не устраивают - приглашают всех подряд, с семи до 14 лет, независимо от диагнозов и уровня физической подготовки. Заниматься можно до 18-ти, потом есть шанс перекочевать в профессиональную труппу. На это идут, конечно, не все. Хотя тренер не скрывает, что ему хочется вырастить хороших артистов или педагогов.

    - Трое ребят из первого набора сами уже преподают. У них семьи, дети, работы. Без цирка кончили бы, думаю, печально. Мое поколение, рожденных в 1980-е, в этом смысле показательно. Из 32 одноклассников живы пятеро, - подчеркнул Митрофанов. - С одним из учеников "Упсала-цирка" проблемы были каждый день на протяжении восьми лет. Клевый парень, ходит на занятия, потом раз - исчез. В переходах его ловили, из притонов вытаскивали, с вокзалов под клеем… Наконец у него что-то щелкнуло в голове, стал отличным артистом в профессиональный труппе.

    …Сюжет шоу "Племянник" навеяли "наивные" картины Александра Войцеховского (Петровича). Режиссер Лариса Афанасьева придумала кучу интересных ходов: часть действия отдана марионеткам, основные события передает мультфильм, актеры то исчезают в тумбах, то "зависают" в воздухе параллельно полу, жонглируют апельсинами и плывут на корабле… Но тут возникло неожиданное препятствие: в труппе "Упсала-цирка" не было подходящего артиста для роли собственно Племянника - мальчишки, который путешествует с тетей и попадает в необыкновенные истории. И она увидела Антона - паренька в смешных розовых очках. С синдромом Дауна.

    Три врача отговаривали Митрофанова от "экспериментов" с этим ребенком. Но Антон научился делать колесо и сальто на батуте. Спектакль сложился.

    Следя за приключениями Племянника и его тети, маленькие воронежцы пританцовывали на своих местах. Из зала многие выходили прыжками.

    Прямая речь

    Таисия Мокравцова, социальный педагог "Упсала-цирка":

    - Цирк - это опасность, адреналин, который так нужен "трудным" детям. Не с гаражей же им прыгать!.. Мы, правда, шутим, что работать стало сложнее, чем 17 лет назад, потому что приходится противопоставлять себя уже не улице, а компьютерам, гаджетам и соцсетям. Недавно социологи проводили исследование, чтобы понять, что дает ребятам наш проект. И очень удивились, что на одно из первых мест ребята ставили изменение своего отношения к "особым" людям. Хотя мы вывели ребят с синдромом Дауна в отдельный центр, потому что с ними надо работать по-другому: их нельзя к чему-то принудить. Они хотят наслаждаться жизнью и готовы делать только то, что приносит им удовольствие. Но такие дети много тренируются и в общей группе, вместе со всеми путешествуют, в лагере блинчики жарят по утрам… А главное, в цирке людей меряют другими категориями, чем "снаружи". Тут неважно, какой модели твой телефон, кем работает твоя мама, есть ли у тебя дом - важен твой цирковой навык.

    Ярослав Митрофанов, главный тренер "Упсала-цирка":

    - Цирковой артист - это такая профессия, с которой ты всегда заработаешь на кусок хлеба. Я знаю, о чем говорю. Когда в 1990-е пришел из армии, то встал жонглировать на улице - через полчаса в кармане было ползарплаты моей матери, школьного учителя высшей категории. Я ни у кого не попросил ни копеечки - сами кидали. У нас таким образом подрабатывал мальчик из труппы - очень талантливый. У него в семье тоже, скажем по-честному, жрать нечего. Если ты классно жонглируешь, то не придется просить: "Дай мне, дяденька, на бутерброд". Другое дело, что у нас в стране за это можно по статье получить, а во всем мире уличные артисты спокойно так живут. Круто же! Когда ты идешь с работы, проковыряв пять часов штукатурку, и видишь парня, который классно тебя развлекает, - это лучше, чем голову залить какой-нибудь ерундой, извините за сравнение. Попрошайничать - плохо. А я хочу, чтобы улицы наполнялись живой музыкой…

    Поделиться