Дом по адресу: улица Дзержинского, 134, местным общественникам после долгих попыток удалось включить в список объектов культурного наследия. Считалось, что здесь жила Римма Иванова - сестра милосердия времен Первой мировой войны, единственная женщина, ставшая полным кавалером Георгиевского ордена. Но потом выяснилось, что отважная землячка тут не жила, и в середине прошлого года по решению краевого управления по сохранению объектов культурного наследия дом из этого списка исключили.
А вот собственники жилья оказались только рады: у них появилась возможность продать свои квартиры за хорошую цену, быстро собрав документы, подтверждающие, что здание аварийное.
В результате администрация Ставрополя в начале октября признала дом аварийным. К этому моменту жильцы уже продали свою площадь компании, которая оперативно снесла старое здание. Однако вдруг стало известно о новом приказе краевого управления, и здание вновь включили в перечень объектов культурного наследия. Выяснилось, что здесь родился и вырос известный ставропольский поэт Виктор Бабиченко. Причем документ датирован 20 сентября - то есть до того, как дом был разрушен.
Удивительно, но мэрия, жильцы и новый владелец здания об этом, по их уверениям, узнали только после того, как техника превратила здание в руины...
- Мы уже приняли постановление о том, что дом аварийный, а потом только пришло письмо из края, - оправдывался в разговоре с корреспондентом "РГ" первый замглавы города Александр Мясоедов. И добавил, что разрешения на снос дома власти не давали, переложив ответственность на жильцов.
А представитель застройщика рассказал "РГ", что если новый приказ не отменят и дом все-таки окажется памятником культуры, то компания будет вынуждена подать в суд на бывших жильцов: ведь они, сами того не зная, якобы ввели застройщика в заблуждение. То есть фирма потребует с бывших собственников возмещения убытков.
Проверку этого запутанного дела уже начали в прокуратуре Ставрополя. Увы, комментарий в управлении края по сохранению объектов культурного наследия получить не удается - там пока хранят молчание.
По словам экспертов, если дом все-таки являлся объектом культурного наследия, то фирме-застройщику придется его восстанавливать (правда, непонятно, как теперь это сделать - от здания остались одни руины). В таком случае его бывшие жильцы останутся без денег и квартир...