30.10.2017 20:13
    Поделиться

    Как французский рабочий ходил в президенты

    Филиппа Путу сейчас знает вся Франция. Еще бы. Среди 11 кандидатов в президенты на весенних выборах он был единственным рабочим. В отличие от профессиональных политиков, как подчеркивает Путу, "человеком с нормальной работой". А она у него самая что ни на есть конкретная.

    Филипп - наладчик станков. Вот уже 21 год вкалывает на заводе автомобилестроительного концерна "Форд" в небольшом городке Бланкфоре, что на юго-западе страны, рядом с Бордо. С юных лет придерживаясь радикально левых взглядов. И сейчас по партийной принадлежности левее левых. Состоит в партии, название которой говорит само за себя - "Новая антикапиталистическая" (НПА).

    Широкую известность Филиппу Путу, несомненно, принесли теледебаты претендентов на Елисейский дворец, что прошли в начале апреля за две с лишним недели до первого тура голосования. Филипп сразу обратил на себя внимание, явившись в студию не в строгом костюме, как прочие кандидаты мужского пола, а в светлой футболке и джинсах. Но не это, конечно, было главным. Отличился и всем запомнился тем, что смело, по-пролетарски резал правду-матку, а главное - умело атаковал других кандидатов, часто ставя их в тупик. Досталось многим. И Франсуа Фийону, которого в то время склоняли на все лады за фиктивное трудоустройство жены, и будущему главе государства Эмманюэлю Макрону, "бывшему банкиру и министру, далекому от нужд простых людей", и Марин Ле Пен. Лидеру Нацфронта, которая накануне проигнорировала повестку следователей по одному делу, сославшись на свой иммунитет в ту пору в качестве депутата Европарламента, он без обиняков заявил: "Когда рабочих вызывают в полицию, они туда идут. У рабочих нет иммунитета". Эта фраза стала летучей, осталась в памяти многих его соотечественников. Во второй тур выборов Филиппу пробиться не удалось. В первом за него проголосовали 394 с половиной тысячи французов (1,09 процента). Когда корреспондент "Российской газеты", связавшись с ним, спросил, знал ли "кандидат от станка", что особых шансов пройти дальше у него не было, ответил:

    - Иллюзий не питал, зная по опросам, что в Елисейском дворце мне не оказаться. Для меня и моих товарищей цель была иной: заявить на всю страну о наших взглядах.

    Филипп, как вышло, что рабочий стал кандидатом в президенты? Это ваша идея?

    Филипп Путу: Моя и, конечно, партии НПА, членом которой я являюсь. Прежде мы выдвигали на аналогичных выборах почтальона Оливье Безансно, а на этих - меня. Вы спрашиваете почему? Наверное, потому, что мне довелось на заводе, где работаю, когда там решили прикрыть производство, возглавить борьбу и заставить хозяев "Форда" пойти на попятную.

    Итак, на выборы 2017-го вы пошли не в одиночку, а вместе с единомышленниками.

    Филипп Путу: А как иначе? На общенациональных, если хочешь чего-то добиться, нужна команда. Однопартийцы, активисты, члены левого профсоюза Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), простые, как и я, работяги.

     Филипп Путу: "После выборов вернулся на завод и работаю, как и раньше"

    Чтобы вести предвыборную кампанию, без соответствующей подготовки и организации не обойтись.

    Филипп Путу: Несомненно. Ведь для получения статуса реального кандидата в президенты надо собрать поручительства 500 выборных должностных лиц - мэров городов, председателей департаментских или региональных советов. Дело крайне сложное, тем более для выдвиженцев небольших партий. Месяцами над этим работали. Вместе с друзьями исколесил всю страну, убеждая оказать нам поддержку. И лишь за несколько дней до того, как Конституционный совет подвел черту, смогли предоставить 573 подписи, что дало мне возможность попасть в число 11 кандидатов.

    Откуда брали средства на кампанию? Ясно, что вашего рабочего заработка, да и средств отнюдь не богатой партии на нее не хватило бы.

    Филипп Путу: Как говорится, с мира по евро. Только на бензин, чтобы объездить страну в поисках поручительств, было израсходовано около ста тысяч евро. Это уже не говоря о листовках, плакатах, митингах. Благо, что от государства мы, как и другие партии, сразу получили аванс в 125 тысяч евро. Дело в том, что по существующим во Франции правилам участникам первого тура президентских выборов, если они набирают в нем меньше пяти процентов голосов, а это мой случай, казна возмещает 800 тысяч евро, включая аванс. Так что мы на это рассчитывали и, набрав в середине марта нужное число поручительств, добились кредита в банке на 647 тысяч евро. И, конечно, делали все, чтобы не выйти за рамки этой суммы.

    Каким образом удавалось совмещать предвыборную кампанию и работу на заводе?

    Филипп Путу: С сентября прошлого года до марта этого работал по три-четыре дня в неделю. После вплоть до выборов в конце апреля приостановил действие контракта с предприятием, на что имел право по закону. После выборов вернулся на завод и работаю, как и раньше.

    Как к вам отнеслись французские СМИ?

    Филипп Путу: По большому счету игнорировали, а газетные полосы, теле- и радиоэфиры предоставляли раскрученным кандидатам больших партий. А если и упоминали обо мне, то часто с пренебрежением, "через губу", называя "панком от политики", неким социальным "изгоем". Мол, куда это простой рабочий лезет, ибо большая политика "не его дело".

    Кандидата в джинсах французские СМИ по большому счету просто игнорировали

    Правда, после теледебатов тон в прессе изменился. Ваши тирады и острые выпады вызвали шок в прессе. Причем не только во французской. Так "Нью-Йорк таймс" написала, что вы "придали словесную форму тому, что думают многие французы".

    Филипп Путу: Действительно, язык за зубами не держал, а высказал, что посчитал нужным. Люди не привыкли к таким откровенным речам, тем более в передачах общенационального звучания. Мне потом многие говорили, что мое выступление восприняли как "порыв свежего ветра".

    Как насчет побороться за Елисейский дворец в 2022 году?

    Филипп Путу: Пропущу. Путь кто-то другой из моих друзей попробует.

    Досье "РГ"

    На пост президента США в 2016 году выдвигались не только Дональд Трамп и Хиллари Клинтон, но и более 20 других кандидатов, в том числе независимых. Самым необычным из них был Джо Экзотик - заводчик экзотических животных, владелец частного цирка тигров из Оклахомы, которого вообще-то зовут Джозеф Мальдонадо. "Я не стригу волосы, не меняю стиль одежды и отказываюсь носить костюмы, и я - гей", - рассказывал о себе в предвыборном ролике Мальдонадо. Этот ролик просмотрели почти 600 тысяч пользователей Сети. Несмотря на полное фиаско на выборах, дела в бизнесе у Джо теперь точно пойдут на лад - за время своей предвыборной кампании он приобрел известность далеко за пределами Оклахомы.

    Еще один необычный кандидат - но уже на пост президента Чехии - запомнился тем, что его тело на 90 процентов покрыто татуировками. Владимир Франц - чешский художник и композитор, а также публицист, окончивший юридический факультет Карлова университета в Праге, но никогда не работавший по профессии, баллотировался в 2013 году, но не набрал нужного числа голосов, чтобы пройти во второй тур. И все же его результат следует признать неплохим - 11,4 процента и третье место после ставшего президентом Милоша Земана и его основного соперника Карела Шварценберга.

    В соседней Польше на выборах главы государства в 2015 году приняла участие историк, актриса и телеведущая Магдалена Огурек, внешность которой оценили по достоинству мужчины по всему миру. Американский Playboy писал о ней: "У нее нет шансов на победу, поэтому мы, скорее всего, не увидим ее ни на саммитах НАТО, ни на конференциях в США, но это явно не помешает мужчинам следить за избирательной кампанией в Польше". Беспартийную Огурек выдвинули на пост президента социал-демократы, но она принесла им худший результат в современной истории этой партии - 2,38 процента голосов. Зато ее собственная карьера резко пошла в гору - теперь она ведет программы на государственном радио и телевидении Польши.

    Подготовила Елена Бугайская

    Поделиться