30.10.2017 22:33
    Рубрика:

    Минфин предложил повысить уровень финансовой грамотности населения

    Только десятая часть населения жалуется на нарушение прав потребителя
    Только каждый десятый россиянин, который предполагает или уверен, что его права как потребителя были нарушены, обращается с жалобой в компетентные органы. Задача проекта Минфина "Содействие повышению уровня финграмотности населения и развитию финансового образования в РФ" - сделать так, чтобы население знало телефоны, куда можно обратиться за помощью в этих случаях, наизусть, как номер "скорой помощи".

    Об этом заявила гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева в ходе видеомоста с регионами на открытии IV Всероссийской недели сбережений. Причина нежелания людей обращаться за помощью при нарушении прав потребителей кроется в том числе в культурно-социальной плоскости, считает эксперт. "Как люди решают подобные сложности в своей жизни? Чаще всего это заканчивается разговором на кухне или с друзьями. Пожаловались, посоветовались... И забыли", - рассказала она, ссылаясь на результаты опросов.

    По ее мнению, сегодня необходимо фокусироваться на популяризации способов обращения за помощью. То есть каждый потребитель должен знать, куда позвонить, и узнать инструкцию, как действовать, - держать ее в голове не нужно. В качестве примера Гузелия Имаева приводит пожар. Все знают, куда надо звонить и что делать в этой ситуации. "Примерно так должно работать решение вопросов защиты в финансовой сфере", - считает она.

    Опытом внедрения различных курсов по финансовой грамотности поделились семь российских регионов. Так, в Саратове по инициативе регионального управления Банка России запустили программу для людей старшего возраста - одну из уязвимых прослоек общества. В Ставропольском крае к организации мероприятий подключили Всероссийское общество инвалидов. Очень продвинутая в плане финансового образования Томская область проводит, среди прочего, лекции по истории финансовых пирамид. Этот субъект - единственный, который уже 15 лет занимается выпуском облигаций для населения.

    На федеральном уровне аналогичные бумаги - облигации федерального займа для населения (ОФЗ-н) - минфин начал выпускать минувшей весной, и 1 ноября состоится выплата первых купонных доходов. Замминистра финансов Сергей Сторчак рассчитывает, что это станет удачной рекламой ОФЗ-н. "Очень важно, что в ходе продаж этого инструмента примерно три четверти лиц, которые приобрели его, открыли брокерские счета, - рассказал Сергей Сторчак. - Наличие брокерского счета - это первый элемент сознательного управления той ликвидностью, которая у вас имеется на текущий момент".

    Наличие брокерского счета - это первый элемент сознательного управления личным капиталом

    Правда, даже с таким, казалось бы, несложным, безопасным и практически классическим финансовым инструментом, как ОФЗ-н, остаются проблемы: население все еще невнимательно читает условия выпуска. Например, они ограничивают вложения физлица в ценные бумаги 15 миллионами рублей. Нашелся обладатель более солидного капитала, который вложил больше положенного, рассказал Сторчак. Какова судьба его вложений, пока неизвестно.

    Поделиться: