И дело не только в пандусах и специальных лифтах. Для обучения инвалидов нужны специальные условия и тьюторское сопровождение. Для того чтобы помочь всем вузам учить "особых" студентов, минобрнауки создает в самых успешных из них ресурсные центры, которые разработают методику, адаптируют программы и поделятся своими наработками с остальными вузами. На сегодняшний день в России создано 16 таких центров. Кто и как научит вузы работать с особыми студентами? Где учиться учителю инклюзивной школы? Как учат инвалидов за границей? Об этом рассказывает проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Алехина.
В стране почти 900 вузов. Методические разработки, как учить студентов-инвалидов, есть только в 16. А что делать остальным?
Светлана Алехина: Все ресурсные центры обязаны выкладывать свои методические разработки на портале "Инклюзивное образование". Это условие госзадания, по которому создавались ресурсные центры. Они появились, к примеру, в Вятском и Череповецком госуниверситетах, в педуниверситете им. Герцена, в Южном федеральном университете. За всеми центрами закреплены другие вузы на близкой территории, за которые они отвечают. У Вятского госуниверситета это, к примеру, Удмуртия, Пермский край, Республика Коми. Преподаватели вузов из этих регионов смогут проходить курсы повышения квалификации на базе центра Вятского госуниверситета, получать помощь, участвовать в научных конференциях.
Настоящий бич для инвалида, когда нет лифтов, пандусов, широких дверей, а в аудиториях - ступени. Но ведь многие вузы находятся именно в таких зданиях?
Светлана Алехина: Часть помещений многих университетов - памятники архитектуры и переделки там запрещены. Требования к доступности требуют паспортизации каждого здания. Наш университет тоже столкнулся с этой проблемой. У нас учатся ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата и незрячие студенты. В результате мы адаптировали свои коридоры и аудитории , правда пока не во всех зданиях, для ребят с особыми потребностями.
А как инвалидов учат в университетах за границей?
Светлана Алехина: Для европейских вузов - это норма. Есть службы поддержки, уполномоченные по правам, которые беспокоятся о наличии условий. Студентов принимают на общих основаниях, а потом проводят индивидуальное собеседование и определяют необходимые условия проживания в кампусе. Есть страны, где такой работой занимаются 30-40 лет, технология отработана так, что стала для всех привычной и естественной.
Должны появиться адаптированные программы для студентов. Это что, облегченный вариант обычной программы?
Светлана Алехина: Содержание не упрощается, а подается в доступной форме, в том числе - с учетом новых технологий и дистанционного обучения. В рамках проекта минобрнауки мы адаптировали дистанционные программы по информатике, психологическим и педагогическим наукам, около 40 программ по разным дисциплинам. Больше 75 студентов из 15 разных вузов уже прошли пробное обучением. Чем отличается адаптированная программа от обычной? По сути это индивидуальный подход к каждому студенту в зависимости от его особенностей здоровья, позволяющий получать знания дистанционно.Наши программы доступны для студентов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
В инклюзивных школах учится больше 160 тысяч детей с особенностями развития. Где учителям можно получить знания?
Светлана Алехина: Педвузы начали подготовку студентов по инклюзивному образования. Работающих учителей обучаем, прежде всего - на курсах дополнительного профобразования. У нас в университете мы предлагаем 14 программ дополнительного профобразования. Есть программы и по инклюзии, которые рассчитаны на 72 часа. Чаще всего за педагогов платят школы, но есть и учителя, которые готовы сами платить за свое образование.
Школам, которые учат инвалидов, прибавят денег. Коррекционные школы, школы - интернаты и обычные школы, которые работают по адаптированным программам и учат детей-инвалидов, получат дополнительные средства на оборудование помещений, ремонт, покупку нужной техники и пособий по программе "Доступная среда". Список утвержден в минобрнауки. В нем 1823 школы из всех регионов страны. В Москве, например, в программу попали 18 школ и школ-интернатов, в Санкт-Петербурге - 56, в Башкортостане - 36. Программа "Доступная среда" продлится до 2020 года. Для каждого ведомства определены свои задачи и указано финансирование. Минобрнауки по этой программе получит в 2018 году 1 млрд рублей.
Школа - 617 тысяч ( но особые условия нужны почти 1 млн.)
Колледжи, техникумы - 12, 5 тысяч
Вузы - 17 тысяч.