Эту линию ВКС проводит профессионально, обладая должным опытом электоральной дипломатии. На предыдущем, майском, сборе Совета было принято решение рекомендовать членам координационных советов начать работу по подготовке к новым выборам президента России. В нем также содержалось обращение к ЦИК РФ рассмотреть возможность включения членов ВКС и региональных координационных советов в число наблюдателей на избирательных участках за пределами РФ. Отмечена важность организации встреч соотечественников с доверенными лицами кандидатов на пост президента РФ.
Эти идеи заслуживают политической поддержки. Практически все они одобрены в документах региональных и страноведческих организаций российских соотечественников, которые состоялись в течение этого года. Так, в резолюции XI региональной конференции российских соотечественников, проживающих в странах Европы (21-22 апреля, Белград), закреплена задача "приступить к работе по информированию соотечественников - граждан России о предстоящих 18 марта 2018 года выборах президента Российской Федерации (п.13). В резолюции XVI страновой конференции организаций российских соотечественников в Турции (15 сентября 2017 года, Анкара) зафиксировано стремление "оказать содействие Посольству и Генеральным консульствам России в Турции в работе по обеспечению реализации избирательных прав российских граждан, постоянно и временно проживающих в Турции, на предстоящих выборах президента России в 2018 году".
На октябрьской встрече в Москве была высказана уверенность в том, что указанные целевые установки ВКС воплотятся в практику конкретных шагов, основанную на постулатах Конституции РФ и ее международно-правовых обязательствах, а также на уважении юридических стандартов стран-пребывания. Следуя этим путем и с учетом достаточно сложных отношений с США, Украиной, Грузией, другими странами, российским дипломатическим учреждениям в этих государствах целесообразно провести консультации по тематике будущих выборов, включая вопросы их безопасности, содействия реализации гражданами РФ за рубежом общепризнанных гуманитарных принципов.
Наши соотечественники не должны быть заложниками политики волютаризма и эгоизма в лице представителей западного истеблишмента. И эта работа, конечно, требует внимания со стороны ЦИК и МИД России. Обозревая историю прошлых выборов (2011-2012 годов, в частности) нельзя не прийти к важному выводу: накопленный ВКС, другими структурами опыт (имиджевый, технологический) служит серьезным подспорьем, прежде всего, Центризбиркому России при организации легитимного открытого конкурентного голосования за рубежом представителей "русского мира", несколько миллионов человек, сообщества граждан, обладающих активным избирательным правом. Этот опыт требует продолжения, трансформации с учетом ряда сегодняшних принципиальных факторов.
Первый - политическое значение выборов президента России. Они, однозначно, - в мировой повестке дня. Это событие относится к глобально и системно влияющим на международный порядок, его устойчивость и прогресс. На будущий год различными странами запланировано проведение более 40 избирательных циклов (например, президентских - Чехия, Финляндия, Коста-Рика, Армения, Парагвай, Колумбия, Мексика, Азербайджан, Венесуэла, Зимбабве; парламентских - Сьера-Лионе, Ливия, Ливан, Афганистан, Камбоджа, Швеция, Босния и Герцеговина, Пакистан, Малайзия, Италия, Люксембург, Туркменистан, Молдова). И, естественно, внешняя среда отреагирует на идущие по их итогам сигналы - импульсы. Но в силу очевидных причин российский электоральный сюжет обладает спецификой и значимым публичным фокусом.
В чем это выражается? Россия - носитель конструктивно-стратегического потенциала миростроительства и безопасности на основе международного права. Его накопление, совершенствование - обязанность нового главы государства. И с этой позиции объясним растущий интерес руководителей государств и международных организаций, политиков, дипломатов, мирового общественного мнения к избирательной кампании в России. Второе - выборы в 2018 году будут проходить не только в атмосфере уважения суверенитета России, ее исторических традиций, российского вклада в регулирование общепланетарных проблем, но и, к большому сожалению, в обстановке тенденциозности, русофобии, правового нигилизма, разного ряда фейковых и не только выпадов в отношении России.
Отсюда голословные и аморальные "обвинения" Москвы во вмешательстве в избирательные кампании в США, Франции, Испании; абсолютно противоправный захват российской собственности (здание Генерального консульства в Сан-Франциско. Отметим, что оно активно и юридически корректно обеспечивало работу избирательных комиссий, в частности, на выборах 2016 года в Государственную Думу VII созыва); акции воспрепятствования для голосования российских граждан за рубежом вопреки статьям Венской Конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и иммунитетах (Украина), другие факты со знаком минус. Именно они, подпитывая "критическую массу" в международных отношениях, будут, это очевидно, служить фоном антипозитива во время мартовской кампании 2018 года в РФ. Задача их преодоления - общая для всех видов дипломатии России (государственной, парламентской, региональной, публичной и общественной). Свой вклад через разные механизмы призвана внести и "мягкая сила" мира наших соотечественников, что объективно возможно. Такой путь соответствует, подчеркнем особо, действующей Концепции внешней политики Российской Федерации.
Перед российскими соотечественниками, их организациями (национальными и международными) в преддверии важнейшей для России и внешнего мира политической кампании встают и другие актуальные задачи конкретного плана. Назовем некоторые из них.
Информационные. От качества этой работы ее содержательности и точечности зависит формирование мотивов и интереса к голосованию. Известно, что за рубежом за президента страны голосуют более активно, чем во время других федеральных кампаний. Так, если явка на выборах 2016 года в Госдуму составила 11,4%, то на президентских в 2012 году - 24,4%. Явка - это не только продукт социологии и статистики. Она раскрывает многие, в том числе психологические, аспекты состояния общества и его отношения к власти. На него можно позитивно влиять, преодолевая существующие сложности типа "электоральной инертности".
Программа информационного обеспечения выборов 2018 года за рубежом должна быть ориентирована на весь "русский мир" в целом, а не только, скажем, на 15 крупнейших по количеству приписанных к ним избирателей стран: Абхазия, Белоруссия, Болгария, Германия, Израиль, Испания, Казахстан, Киргизия, Латвия, Молдавия, США, Узбекистан, Эстония, Южная Осетия. Такой подход требует принятия мер государственной поддержки СМИ, образованных нашими соотечественниками. Он предполагает их эффективную координацию с ведущими средствами информации РФ, включая "Российскую газету", "Известия", ИТАР-ТАСС, "Интерфакс", РИА Новости, RT и другими источниками, в том числе интернет-ресурсами. Необходимо обращение к сотрудничеству и с такими структурами, как Всемирная ассоциация русской прессы - международное объединение русскоязычной медиа. Отметим, что на информационное сопровождение президентской кампании самое пристальное внимание обращает ЦИК РФ (материалы, которые им готовятся, отвечают современным критериям информационной политики). На официальном сайте ЦИК России в разделе "Выборы президента РФ" будет создан специальный подраздел - "Голосование граждан России за рубежом".
Организационные - эффективность и полнота учета зарубежных избирателей, включая данные консульского учета по линии МИД РФ; оптимизация открытия УИК, обеспечения их адекватным кадровым и материальным ресурсом. Отметим также инициирование процесса досрочного голосования. На прошлогодних выборах эта форма охватила 12960 избирателей. Оно проводилось в силу объективных причин в 52 государствах (Сирия, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Египет, Катар, Палестина и др.). Актуальны и процедуры выездного голосования, в связи с чем МИД России должен иметь дополнительные ресурсы (технические и финансовые). К этой же группе вопросов следует отнести и проблемы включения соотечественников в пул доверенных лиц кандидатов в президенты России, их участия в сборе подписей в пользу соответствующих кандидатов, выполнения функций международных наблюдателей и др.
Отметим, что жизнь ставит перед электоральными кампаниями за рубежом и многие проблемы законотворческого характера, например, регулирования допуска соотечественников к работе ТИК и УИК, статуирования их места как общественных наблюдателей. Некоторые из них уже внесены на обсуждение комиссии по законодательным инициативам при Администрации президента России, внесены в комитеты Совета Федерации и Государственной Думы.
Говоря об векторах работы с соотечественниками под электоральным фокусом, следует выделить еще один значимый пласт. Речь идет о взаимодействии с молодежным крылом "русского мира". Эта группа имеет растущий удельный вес в количественном составе зарубежных избирателей. Лица в возрасте от 20 до 44 лет составляют 57% населения, которое может принимать участие в голосование на выборах, и 26% от мирового депутатского корпуса (45000 мандатов). Поэтому, и в силу других политических обстоятельств, Всемирный координационный совет соотечественников активно работает по данной тематике.
Она в приоритете и у страновых конференций. Так, в октябре 2017 года прошел общегерманский молодежный "круглый стол" "Русскоязычная молодежь в Германии: проблемы, вызовы, перспективы". На днях в США состоялся молодежный всеамериканский форум. В Хорватии прошла сессия Ассоциации молодежи российских соотечественников. До конца года молодежные конференции пройдут в Киргизии (посвящена 100-летию Русской революции), в Испании ("Роль молодых соотечественников в противодействии русофобии и информационном поле: формирование объективного образа России"), Израиле ("Роль молодых соотечественников в сокращении и популяризации российской культуры и русского языка в Израиле. Успехи и проблемы"), других странах. Совершенно очевидно, что одним из направлений дискуссии на них могут стать выборы президента России 18 марта 2018 года. Для активизации политического поведения молодежи должные шаги предпринимает и ЦИК России, прагматично заинтересованная в добровольном и осознанном голосовании представителей этой возрастной группы на российских выборах и референдумах.
Московское заседание ВКС показало общность подходов Всемирного Конгресса соотечественников, других гуманитарных структур с официальными органами Российской Федерации при решении актуальных проблем внутренней и внешней политики. Опыт сотрудничества позитивно скажется и на электоральных кампаниях России в будущем, придав им социально-политическую ценность и международный авторитет.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"