Воронежские подростки оценили мелодраму о "живых мертвецах"

Недетский разговор о войне, любви до гроба и о том, что считать предательством, предложили сверстникам в Воронеже ученики московского "Класс-Центра". Их "Легенду о мертвом солдате" показали на III театральном фестивале "Маршак".

"Класс-Центр", напомним, - постоянный участник воронежского форума. В этой школе, созданной Сергеем Казарновским, дают общее образование наряду с музыкальным и театральным. Так вот, один из педагогов - актер и режиссер Олег Долин - разобрал с актерами 14-17 лет раннюю пьесу Брехта "Барабаны в ночи": проведя четыре года на фронте и в плену, герой возвращается домой и попадает на помолвку собственной невесты, которой родители подобрали хорошую партию. Название спектаклю дало брехтовское стихотворение ("Четыре года длился бой / А мир не наступал. / Солдат махнул на все рукой / И смертью героя пал…").

- Раньше мы с этим классом делали работы по Островскому и Мольеру, брали в основном классическую драматургию - хочется привить ребятам литературную и театральную культуру, - рассказал Олег Долин. - Дети подросли, и появились другие темы: любовь, правда/неправда, злой мир и ты против него… Показалось, что пьеса Брехта очень современна, тем более там поставлен вопрос: что делать, если любимый человек потерян навсегда? По истории они как раз проходили Первую мировую, а я их сажал смотреть "Летят журавли". Сложные моменты в пьесе (беременность героини от нового избранника) мы аккуратненько обошли: все-таки мы в школе. Дети стали приносить идеи, предложили использовать игру теней, нашли созвучные стихи Маяковского, где война - как бы карнавал, игра, никто не умирает и кровь ненатуральная. Это театрально, по-брехтовски.

Получилась настоящая страшилка с кадрами из теленовостей, черной-черной рукой и "привидением" солдата, которого все считают погибшим. Но самое пугающее в ней - выбор между двумя "мертвецами": женихом бывшим, у которого лицо от мучений почернело, а "вместо мозга - пот", и женихом нынешним - сытым обывателем, котором все равно, зарабатывать ли на ящиках для снарядов или на детских колясках.

- Мне кажется, главное, чему учит школьный театр, - умение формулировать мысль. С подростками непросто, но они иногда формулируют проблемы так точно, парадоксально и свежо, как никакой режиссер не сможет, - добавил Олег Долин. - С шестым классом мы обсуждали "Золушку". И одна девочка говорит: "Это история про то, как грязное притворяется чистым, а чистое вынуждено прятаться за грязью". А про "Гамлета" мальчик объяснил, отчего так все с героем происходит: "Отчего-отчего. Папа у человека умер". Разве этого мало?! Они и на репетициях дадут прикурить взрослым артистам. В театре дети взрослеют, учатся работать в коллективе. За кулисами один начнет руководить, помогать переодеваться между эпизодами, а другой в сторонке встанет. Видно, каким человек будет по жизни. Я уверен, что занятия театром нужно вводить во всех школах.