Обе они приурочены к 50-летию Алмазного фонда, который является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России (Гохран России).
Как рассказал журналистам глава Гохрана Андрей Юрин, на самом деле коллекции Алмазного фонда намного больше 50 лет. Она начала формироваться в 1719 году с Указа Петра I, который и создал Камер-коллегию, обеспечивавшую хранение коронационных регалий, а впоследствии редких самоцветов, выдающихся ювелирных изделий. Ценности хранились в отдельном помещении с особыми условиями доступа.
Позже хранилище, получившее название Бриллиантовой комнаты, находилось в Зимнем дворце, куда со всего мира привозили редчайшие камни, самородки и ювелирные изделия. В 1914 году, во время Первой мировой войны, драгоценности были перевезены из Санкт-Петербурга в Москву.
После революции в 1922 году Народный комиссариат финансов осуществил подробное описание состава коллекции и дал ей новое название - "Алмазный фонд". В 1967 году была открыта постоянная экспозиция выставки "Алмазный фонд" в Московском Кремле, где были представлены государственные регалии, уникальные самородки драгоценных металлов, драгоценные камни и ювелирные изделия, имеющие особое историческое и художественное значение.
Эта сокровищница пополняется до сих пор - уникальными самородками, минералами, алмазами. Но вот изделия современных мастеров в нее пока не попадут - в ближайшее время Гохран не планирует их закупать. Хотя выставка лучших современных отечественных ювелиров, победителей российских и зарубежных ювелирных конкурсов откроется в Алмазном фонде уже меньше чем через две недели. И продлится два месяца, то есть закроется сразу после новогодних каникул. Работы мастеров нашего времени гармонично впишутся в общую экспозицию фонда, где представлены произведения ювелирного искусства прошлых столетий и десятилетий.
"В советские времена в России было массовое производство ювелирных изделий, которые в основном не отличались большой художественной ценностью. Сейчас началось возрождение ювелирного искусства", - говорит Андрей Юрин. Но изделия современных мастеров пока не входят в состав коллекции Алмазного фонда, потому что Алмазный фонд - это вершина ценностного и ювелирного богатства страны, и зачислены в него могут быть только исконные произведения искусства, продолжает глава Гохрана.
"Мы проводим конкурсы, чтобы определить выдающихся современных мастеров. Стараемся поддерживать и развивать традиции ювелирного дела. И со временем можно будет говорить о пополнении Алмазного фонда их работами", - добавил он.
Обе выставки будут доступны для иностранцев и людей с ограниченными возможностями.