Активный рост автолизинга поддерживает льготная программа минпромторга: практически каждый пятый автомобиль, переданный в лизинг с января по июль, был реализован по госпрограмме.
Лидеры рынка называют большие цифры - в "ВТБ Лизинг" около 40 процентов всех сделок проходит по льготной госпрограмме, а в компании CARCADE доля таких контрактов с начала года составила 45 процентов от объема всех продаж грузового транспорта, автобусов и спецтехники.
Лизинговые компании отмечают значительный рост сделок по аренде коммерческого транспорта. По данным CARCADE, за девять месяцев количество сделок выросло на 167 процентов по сравнению с сопоставимым периодом 2016 года. В "Сбербанк Лизинг" с начала этого года продажи коммерческого транспорта выросли на 182 процента. Такую динамику эксперты объясняют цикличностью спроса. Она связана с потребностями в обновлении автопарков в связи со сроками эксплуатации.
"Предыдущий пик наблюдался в 2014 году, а компании преимущественно обновляют свои автопарки каждые три года", - пояснил член правления, директор департамента корпоративного бизнеса "Сбербанк Лизинг" Вячеслав Спиров.
Рост объемов лизингового бизнеса связан и с постепенным восстановлением экономики. "Бизнес снова запускает замороженные в кризис проекты, действуют крупные инфраструктурные проекты, которым необходима техника, вместе с тем остается высоким уровень изношенности автопарков", - отметил член правления CARCADE Дмитрий Чернышев.
Программы господдержки сейчас переориентированы на лизинг грузового сегмента. Поэтому проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей снизилось с 8 процентов в 2016 году до 5 процентов в первой половине этого года. До конца года льготных сделок с грузовым автотранспортом станет еще больше из-за обновления условий госпрограмм и увеличения субсидий по такому транспорту и спецтехнике.
"Росту продаж ТС во втором полугодии будут способствовать новые программы минпромторга: "Российский тягач", "Российский фермер" и "Свое дело", которые предусматривают отдельным сегментам бизнеса повышенную скидку на авансовый платеж в размере до 12,5 процента от стоимости транспортного средства, - рассказал начальник управления автолизинга "ВТБ Лизинг" Евгений Татаринов. - Совместные программы лизинговых компаний с дистрибьюторами и дилерами обычно дают корпоративным клиентам возможность получить дополнительную скидку на приобретение транспорта". Он добавил, что "ВТБ Лизинг" активно сотрудничает как с отечественными, так и с иностранными производителями. У "Сбербанк Лизинг" есть программы с крупнейшими отечественными производителями коммерческой техники - КАМАЗ и ГАЗ. Производители предоставляют дополнительные субсидии на стоимость техники, благодаря чему предприниматели могут приобрести автомобиль в лизинг практически без переплаты.
Владельцам грузовиков и спецтехники предлагаются лизинговые программы с субсидированием от 10 до 12,5 процента аванса за счет программы господдержки. "Выгодность для потребителя в совместных программах колоссальна, - уверен директор по продажам "Альфа-Лизинг" Дмитрий Пушкин. - Когда есть совместный интерес производителя и лизинговой компании в развитии одного продукта, выигрывают все, включая клиента. Последний получает дополнительные скидки, имеет "коробочное" решение, позволяющее получить быстрое одобрение и интересные условия". Участники рынка стремятся предложить потенциальным владельцам грузовиков, автобусов и спецтехники индивидуальные условия и графики платежей. Например, в CARCADE можно заключить договор лизинга с первым платежом от 9 до 50 процентов на срок от 12 до 60 месяцев с возможностью выбора графика с равными или убывающими выплатами. Предприниматель может дополнительно сократить единовременные первые расходы, включив, например, КАСКО в график лизинговых платежей.
Минимальный размер аванса в "Сбербанк Лизинг" составляет 10 процентов. При этом компания развивает линейку экспресс-продуктов: на одобрение сделки объемом до 24 миллионов рублей уходит 8 часов, до 300 миллионов рублей - 12 дней. Требуется минимальный пакет документов. "Основной интерес мы наблюдаем к контрактам длительностью от 3 до 5 лет", - добавил Вячеслав Спиров. Лизинговые компании формируют новый подход к клиенту, учитывающий его бизнес и риски. "В перспективе автоматизация решений затронет и этот постоянно растущий сегмент, что позволит выдавать деньги клиенту в течение одного дня с момента обращения", - полагает Дмитрий Пушкин.
По данным "Эксперт РА", средняя стоимость легкового автомобиля, переданного в лизинг, составила в первой половине года 1,8 миллиона рублей. Это на 650 тысяч рублей больше, чем по итогам 2016 года. В агентстве такую динамику объясняют как прекращением господдержки легкового автолизинга, стимулировавшей в первую очередь лизинг в бюджетном сегменте, так и общерыночным повышением стоимости автотранспорта. Средняя стоимость грузовой автотехники, напротив, снизилась на 660 тысяч рублей, до 4 миллионов рублей. Это связано с ростом доли отечественной техники в структуре грузового автолизинга за счет реализации госпрограмм.
"В сегменте лизинга грузовых машин и автобусов основную долю продаж - 78 процентов - занимают отечественные производители, - подтвердил Евгений Татаринов. - Лидерами продаж в сегменте грузовых ТС являются марки "ГАЗ и "КАМАЗ". Вячеслав Спиров рассказал, что основной спрос наблюдается на седельные тягачи и самосвалы "КАМАЗ", из легкого коммерческого транспорта наибольшим спросом пользуется "ГАЗель Next". "Из-за сильного скачка курса евро и доллара рынок грузовой техники сильно переориентировался в сторону отечественного производителя.
Это особенно заметно по успехам "КАМАЗа" и их выросшей доли продаж, - отметил и Дмитрий Пушкин. - Чаще всего покупается новый предмет лизинга, и в общей массе все компании-лизингодатели хотят иметь его на балансе, так как у него есть гарантия от производителя и гарантированный ресурс". В CARCADE, как рассказал Дмитрий Чернышев, популярностью помимо "КАМАЗа" и "ГАЗа" пользуются грузовые автомобили VOLVO, Mercedes и MAN. Клиенты также предпочитают новые машины: доля продаж транспорта с пробегом мала.
По данным минэкономразвития, грузооборот за январь-июль этого года вырос на 7,1 процента. Увеличение объемов грузоперевозок на фоне оживления экономики может привести к росту спроса на магистральные тягачи во втором полугодии, считают в "Эксперт РА". Это будет способствовать повышению средней стоимости грузового автотранспорта. По итогам 2017 года количество переданных в лизинг единиц грузового автотранспорта может составить около 45-50 тысяч, прогнозируют в агентстве, в том числе 35 процентов - по госпрограммам.