Меры государственного стимулирования подстегнули рынок

После нескольких лет стагнации российский автопром и авторынок начали демонстрировать уверенный рост. Как долго он продлится и какую роль здесь сыграла бюджетная поддержка?

На эти и другие вопросы "РГ" отвечает директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения минпромторга Денис Пак.

Денис Климентьевич, как вы оцениваете итоги работы отечественного автопрома за 9 месяцев нынешнего года?

Денис Пак: Российский автомобильный рынок преодолел кризис и продолжает восстанавливаться стабильными темпами. За январь-сентябрь 2017 года он вырос на 11,9 процента. Продажи легковых автомобилей увеличились на 10,8 процента (до 1,2 миллиона единиц), легкого коммерческого автотранспорта - на 8,5 процента (79,9 тысячи), грузовых автомобилей - на 48 процентов (52,6 тысячи), автобусов - на 11,1 процента (8 тысяч).

При этом вверх скакнули не только продажи, но и производство. За три квартала 2017 года с конвейера сошли 1,107 миллиона автомобилей, это на 20,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом наибольший рост производства (плюс 21,9 процента) продемонстрировал сегмент легковых автомобилей (974,4 тысячи штук). Объем производства грузовых автомобилей увеличился на 18,4 процента, до 47,7 тысячи, легких коммерческих автомобилей - на 11,5 процента, до 76,2 тысячи единиц, автобусов - на 9,5 процента, до 9 тысяч.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста? Это долгоиграющий тренд?

Денис Пак: Автопрому серьезно помогли меры государственной поддержки. При этом рост производства почти в два раза превышает рост рынка, что свидетельствует о позитивном настрое автопроизводителей, которые увеличивают объемы выпускаемой продукции под растущий рынок, обновляют модельный ряд автомобилей и актуализируют инвестиционные и экспортные планы. Во многом доверие автопроизводителей базируется на стабильном внимании и своевременных мерах поддержки авторынка.

Автопроизводители увеличивают объемы выпускаемой продукции под уверенно растущий рынок

Сказались ли на росте новые меры господдержки, например, программы "Русский тягач", "Российский фермер" и другие? Какой прирост продаж выпал на их долю?

Денис Пак: Практически каждый второй автомобиль продается с применением мер государственного стимулирования спроса. Это льготное автокредитование, льготный лизинг, "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", "Российский тягач", "Российский фермер" и "Свое дело". По этим программам в 2017 году по состоянию на 15 октября было куплено более 652 тысяч автомобилей. В том числе в рамках льготного автокредитования - более 323 тысяч, в рамках льготного лизинга - более 40 тысяч, а по программе обновления парка - 336 тысяч проданных со скидкой автомобилей.

Благодаря новым программам, запущенным со второй половины 2017 года, реализовано более 61 тысячи автомобилей (эти продажи учтены в общей цифре 652 тысяч авто). В том числе в рамках программы "Семейный автомобиль" продано почти 30 тысяч, в рамках программы "Первый автомобиль" - свыше 24 тысяч.

Какие из нынешних программ будут продлены на будущий год, а какие нет? Каковы перспективы продления у программы обновления колесных ТС и trade-in?

Денис Пак: Проанализировав результаты реализации каждой меры господдержки, считаем, что нужно продлить программу льготного лизинга, а также социальных программ "Семейный автомобиль", "Первый автомобиль", и новых адресных программ: "Свое дело", "Российский тягач". При этом решение о продлении каждой из программы господдержки примет правительство в рамках принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

В России создан благоприятный инвестиционный климат для производства коммерческих автомобилей

Многие иностранные бренды, выпускающие коммерческий транспорт, уже локализовали производство в РФ. Насколько конкурентоспособна по сравнению с ними чисто отечественная техника?

Денис Пак: Мы создаем благоприятный инвестиционный климат для производства коммерческих автомобилей и автокомпонентов в России, как отечественных, так и иностранных брендов. Это позволяет не только заместить прямой импорт и создать новые квалифицированные рабочие места, но и повысить уровень собственных компетенций и технологического развития отечественных марок, в том числе благодаря сотрудничеству с ведущими зарубежными брендами.

Сегодня лидирующие позиции на рынке коммерческой техники занимают автомобили отечественных брендов: "Камаз", "ГАЗ", "ПАЗ", "УРАЛ" и другие. На их долю приходится более 75 процентов рынка грузовых автомобилей, свыше 98 процентов рынка автобусов и 87 процентов рынка легкого коммерческого транспорта.

Пользуются ли российские авто спросом за рубежом? Каковы перспективы экспорта нашего автопрома? Что делает государство для его поддержки?

Денис Пак: Конечно, пользуется. Основными покупателями российской автомобильной продукции по-прежнему остаются страны СНГ: Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан. Кроме того, наши автомобили уезжают в Германию, Латвию, Ливан, Вьетнам и на Кубу. Впрочем, экспортная география ширится. Так, в 2017 году основным импортером легковых автомобилей, произведенных в России, стала Чехия, которая ввезла в страну более 15 тысяч машин против всего 410 штук в 2016 году.

С января по август 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспортные поставки "УАЗ" выросли на 105,6 процента (с 0,82 миллиарда рублей до 1,68 миллиарда), "АВТОВАЗ" - на 15,2 процента (с 3,06 миллиарда до 3,52 миллиарда рублей).

По базовому сценарию Стратегии развития экспорта продукции автопрома до 2025 года его объем должен увеличиться с 2,5 миллиарда долларов в 2017 году до 3,4 миллиарда в 2020-м и 4,9 миллиарда долларов в 2025 году.

Мы реализуем большой комплекс мер по поддержке экспорта продукции предприятий автомобилестроения. В частности, производителям компенсируют часть затрат на сертификацию, омологацию и транспортировку продукции, на участие в выставках. Это облегчает доступ товаров автопрома на зарубежные рынки, а также обеспечивает их техническое соответствие требованиям зарубежных рынков.

кстати

Согласно исследованию PWC, все ведущие автопроизводители России расширяют список экспортных направлений. "АвтоВАЗ" помимо традиционных экспортных рынков СНГ планирует поставки автомобилей в Европу, Египет, Ливан, страны Латинской Америки, в том числе на Кубу. Группа ГАЗ планирует увеличить долю экспорта с 20 до 50 процентов через несколько лет, освоив рынки Турции, Ирана, Вьетнама, Кубы, Иордании, Саудовской Аравии, Боливии и др. КамАЗ ожидает увеличить объем экспорта в три раза за ближайшие пять лет: в числе возможных стран экспорта называются страны Латинской Америки, Азии, Индонезии, Африки. Увеличение объемов экспорта ожидает также УАЗ и ряд иностранных брендов, локализировавших производство в России (Renault, Nissan, Datsun, Volkswagen).

Однако, несмотря на внушительные планы, существует также и множество сдерживающих факторов: высокие заградительные пошлины в некоторых экспортных странах, технологическая специфика, неконкурентоспособный уровень качества, отсутствие долгосрочных договоренностей между странами. По ряду экспортных направлений автопроизводители несут высокие логистические затраты.