31.10.2017 16:53
    Поделиться

    Отвечает ли агрегатор за водителей

    Недавно в Госдуму был внесен очередной законопроект об установлении правил работы агрегаторов такси.

    Тем временем в регионах по своему разумению выстраивают отношения с подобными службами. Так, в Иркутске суд запретил одному из сервисов заказа такси привлекать водителей, не имеющих разрешений на перевозку пассажиров. Тем самым, по сути, обязал проверять своих контрагентов и нести ответственность за их благонадежность.

    Иск подал прокурор Иркутска. Суд установил, что действия агрегатора по привлечению водителей, не имеющих разрешений на перевозки пассажиров легковыми такси, создает угрозу жизни и здоровью граждан. И запретил сервису заказов это делать.

    Заметим, что к агрегаторам у контролирующих органов давние претензии. В прошлом году в Иркутской области прошло крупное межведомственное совещание, где говорили о том, что онлайн-агрегаторы вытесняют с рынка профессиональных перевозчиков, а это, в свою очередь, делает сферу таксомоторных услуг менее контролируемой и безопасной.

    В этом году региональный минтранс приостановил действие разрешений на перевозку пассажиров, выданных двум малым предприятиям. В общей сложности с линии должны были сойти около 70 машин. Перевозчиков уличили в выпуске автомобилей в рейс без техосмотра, а водителей - без медосмотра. Однако претензии, предъявленные агрегатору в том, что он работает с непроверенными перевозчиками, разбились о фактический статус службы: по сути, это справочная, которая несет лишь информационную функцию - принимает заявки от пассажиров и размещает в сетевой базе. За то, кто принимает заявку, справочная ответственности не несет.

    Большинство водителей - индивидуальных предпринимателей не соблюдают меры безопасности

    Но если в отношении официального ИП или юрлица возможны проверки и есть конечный ответчик, то в случае с незаконным предпринимательством выявить нарушение и призвать к ответу практически невозможно. Между тем, как утверждают в Ространснадзоре, с подобными службами сотрудничает большое число индивидуальных водителей, подрабатывающих от случая к случаю и игнорирующих требования безопасности. Агрегатор опять же остается ни при чем.

    Но вердикт суда налагает определенную ответственность на сервис заказа: ведь если компания не убедится в том, что перевозчик имеет право возить людей, она нарушит судебное решение. А это уже серьезно.

    С другой стороны, получить разрешение на перевозки нетрудно - в прошлом году в области их было выдано более двух тысяч. В Иркутске, по мнению сотрудников регионального минтранса, даже сложился своего рода бизнес: предприимчивые граждане создают фирмы-однодневки, получают под них разрешение на пять лет, а затем перепродают юридическую оболочку с лицензией. Оперативно проверить всех их невозможно.

    Тем не менее служба заказа такси намерена судебное решение оспаривать в вышестоящей инстанции: по их мнению, решение суда вынесено с нарушениями законодательства. Представители агрегатора считают, что целью иска было устранение конкуренции и что его инициировали фирмы, которые лоббируют свои интересы.

    Поделиться