Новости

31.10.2017 12:22
Рубрика: Экономика

Экономика в кузове

Оживление промышленного производства дало импульс развитию автопрома
Компания "АСМ-Холдинг" провела "круглый стол" "Анализ работы автомобильной промышленности России за 9 месяцев 2017 года. Производство и рынок".

По статистике министерства промышленности и торговли, за три квартала рынок новых автомобилей в РФ подрос почти на 12 процентов и составил 1,19 миллиона единиц (данные ведомства отличаются от данных аналитических агентств из-за разных методик подсчета. - Ред.). Производство, по словам начальника отдела экономического анализа и мониторинга рынков департамента автопрома и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Владимира Костюченкова, показало еще более впечатляющий рост: плюс 20,8 процента, хотя в штуках показатель несколько ниже - 1,1 миллиона. Что, в общем-то, неудивительно, ведь на рынке присутствует еще и импорт.

Российский рынок при этом не выбивается из общемировой тенденции, отметил исполнительный директор НП "Объединение автопроизводителей России" ("ОАР") Игорь Коровкин. Если вспомним, в 2014-2015 годах (период наиболее крутого пике) отечественный авторынок и автопром также падали вслед за мировым рынком. Прошлый год стал переломным, и теперь дела у всех пошли на лад. Так, мировой автопром в первом полугодии увеличил объемы выпуска почти на 3 процента. Сильнее всего подросла Бразилия (24,3 процента), Иран (23,8) и Индия (5,7). Ну и Россия, как видим, тоже не подкачала. По мнению экспертов, умеренный рост автопрома в ключевых странах-производителях возможен примерно до 2022 года.

Разные сегменты рынка, разумеется, у нас росли по-разному. Легковушки прибавили около 10 процентов, и здесь в наибольшем плюсе оказались марки, обновившие модельный ряд. В легком коммерческом сегменте (LCV), по словам эксперта "ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование" Виктории Синичкиной, подъем составил более 20 процентов. "С восстановлением экономики наблюдается оживление сектора малого и среднего бизнеса, что находит прямое отражение в продажах LCV, - считает эксперт PWC. - Несмотря на снижение объема средств, выделяемых на закупку школьных автобусов и карет "скорой помощи" (с 8,9 миллиарда в 2016 году до 6 миллиардов рублей в нынешнем), удвоен размер субсидии на льготный лизинг (до 10 миллиардов рублей). Также оказывают положительное влияние льготное автокредитование и программа обновления парка колесных средств, на которые было выделено 10 и 17 миллиардов рублей соответственно".

Основную долю рынка здесь держит Группа ГАЗ благодаря модели "ГАЗель NEXT" - 44,5 процента. За ней с большим отрывом следует УАЗ с долей 19,9 процента. Остальные игроки рынка довольствуются второстепенными ролями с долей менее 10 процентов.

Российский автомобильный рынок и растет, и падает вместе с мировым автомобильным рынком

Продажи грузовых автомобилей за 9 месяцев составили 31,5 тысячи единиц (+47,9 процента), сообщила Виктория Синичкина. В структуре продаж наблюдается значительный рост доли пяти представителей "большой семерки". В разрезе моделей это MercedesActros(+3 процента), VolvoFH (+3,6), DAF XF 105 FT (+3,2), ScaniaR/G (+0,9) и MAN TGS 19 (+0,8 процента). В этом сегменте также наблюдается рост доли импорта впервые с 2014 года.

Доля грузовиков общей массой от 18,1 до 25 тонн выросла в первом полугодии на 5,3 процента, в то время как доля автомобилей массой от 7,1 до 9 тонн снизилась на такую же величину. Растет дальность перевозок, в том числе международных, что оказывает влияние на структуру продаж грузовых автомобилей и объем грузооборота. По базовому прогнозу PWC, рост продаж по итогам года составит 25, по оптимистическому сценарию - 30 процентов. Среди основных факторов, положительно влияющих на динамику в этом сегменте, Синичкина отметила меры господдержки: программы обновления парка, льготного лизинга и т.д. Также, по ее мнению, восстановление экономики, развитие рынка логистических услуг и строительной отрасли, отложенный спрос и рост железнодорожных тарифов будут и далее поддерживать рост продаж грузовиков. Отрицательное влияние может оказать волатильность курса доллара.

По словам замгендиректора компании "АСМ-Холдинг" Александра Ковригина, производство автобусов в России по итогам года может составить 46 тысяч единиц, из них отечественных - 36 тысяч (в прошлом году было 44 тысячи и 34,5 тысячи соответственно). За 9 месяцев количество регистраций этих транспортных средств в ГИБДД увеличилось на 16,8 процента.

Рост практически во всех сегментах (по данным "АСМ-Холдинг", упал только рынок пикапов на 11,5 процента) не должен вызывать эйфорию, подчеркнул Ковригин. Состояние российского автопарка пока не блестящее. Он немолод. Так, по состоянию на 1 июля 2017-го парк легковушек насчитывал 42,4 миллиона штук (часть легковых авто используется в коммерческих перевозках, такси, например). Средний возраст в сегменте - 13 лет, треть - а это почти 15 миллионов машин - уже перевалили за 15-летний рубеж. 40 процентов ТС оборудованы двигателями ниже Евро-4.

Парк LCV состоит из 3,6 миллиона единиц, средний возраст 15 лет. Старше этого уровня - 41 процент. 80 процентов ТС имеют двигатели Евро-3 и меньше. Грузовиков в России - 3,15 миллиона, средний "стаж" - 20 лет, старше 15 лет уже 66 процентов парка. 87 процентов тяжеловесов имеют двигатели ниже Евро-4. Аналогичная картина и по автобусам большой вместимости. Всего их в стране 431 тысяча, половина старше 15 лет, 85 процентов оборудованы моторами ниже Евро-4.

Ясно, что обновлять парки необходимо. Каким образом подтолкнуть перевозчика к этому? Любые законодательные меры (например, запрет на эксплуатацию авто старше определенного возраста или с двигателями ниже определенного стандарта), по словам Ковригина, вызовут в сообществе негативную реакцию. Перевозчик должен сам захотеть купить новое авто. И это ему должно быть выгодно. Поэтому, по словам экспертов, желательно продлить госпрограммы поддержки. По слухам, программы обновления колесных ТС и trade-in на следующий год не продлят. Однако Владимир Костюченков на "круглом столе" не подтвердил и не опроверг эти слухи. Судя по всему, ведомство еще не определилось. А определиться необходимо до принятия бюджета на следующий год.

По словам президента Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олега Мосеева, если госпрограммы поддержки не продлят, для автопрома это будет печально: эффект от точечных (адресных) мер не компенсирует потери, которые могут возникнуть после заморозки программ льготного лизинга, автокредитования, утилизации и trade-in.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова
Экономика Транспорт
Добавьте RG.RU 
в избранные источники