Сегодня во всем мире идет активный процесс "оцифровки" экономики, изменяется сам технологический уклад, формируется новая инфраструктура потребления услуг. С учетом этих тенденций, как считает член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов, именно сегмент предоставления таксомоторных услуг имеет все шансы стать российским локомотивом цифровой экономики. "Уникальность легкового такси как вида общественного транспорта состоит в том, что договор между участниками заключается в устной форме. Таким образом, это одна из первых отраслей, которая от понятия "документ" перешла к понятию "информация". Универсальных принципов регулирования деятельности такси еще не выработало ни одно государство в мире, но для ее развития необходимо искать баланс интересов между государством, бизнесом и потребителем", - считает он. "Поиск такого баланса особенно важен для проведения в РФ чемпионата по футболу, - отмечает замминистра транспорта РФ Николай Асаул. - Чтобы нам не было стыдно перед гостями ЧМ-2018. В то же время экономическая ситуация в регионах России разная, также отличаются стадии развития рынка такси. В связи с этим мы не должны принуждать таксомоторный бизнес к единому подходу по всей стране".
Свидетельством такого децентрализованного подхода служит мониторинг минтранса готовности субъектов РФ к введению ограничений на выдачу разрешений и установления цветовой гаммы кузова легкового такси. Так, в 46 регионах не установлено и не планируется ни введение квот на количество разрешений на перевозку легковыми такси, ни установление цветовой гаммы кузова. А в 17 субъектах РФ планируется лишь установление требования по цвету. Немаловажным фактором качества предоставления услуг, помимо их единообразия и дружественной регуляторной среды является технологичность самой поездки, которая в значительной степени зависит от качества предоставляемого парка. На сегодня самыми популярными автомобилями у российских таксистов, согласно исследованию, проведенному аналитиками крупнейшего агрегатора такси Fasten (в России он известен под брендом "Везёт"), оказались Ford Focus и Lada Largus. Kia Rio и Hyundai Solaris наиболее популярны у индивидуальных предпринимателей. Изучение данных опроса также выявило различия во вкусах московских таксистов и их коллег из регионов. Так, в топ-5 наиболее популярных автомобилей у столичных водителей вошли Ford Focus, Kia Rio, Skoda Octavia, Hyundai Solaris, Renault Logan. Таксисты отмечают, что именно эти автомобили сочетают в себе комфорт, достойный внешний вид и "неубиваемость".
Ford Focus, по мнению опрошенных, обладает двигателем, обеспечивающим наибольший пробег до капитального ремонта (до 250 тысяч километров), и надежной подвеской. "Сбалансированность дизайна, вместимости и комфорта, а также наличие в линейке модификаций кузова универсал делают эту модель одной из самых удобных для работы в такси", - констатируют авторы исследования. Skoda Octavia, по мнению респондентов, обладает высоким ресурсом подвески, но уступает по надежности фордовским двигателям. Водители также выделяют хорошую эргономику водительского места. Основным недостатком модели участники опроса считают высокую, в сравнении с корейскими автомобилями, первоначальную стоимость. Hyundai Solaris и Kia Rio практически идентичны конструктивно, поэтому выбор из этих двух моделей носит субъективный характер. Водители, предпочитающие Hyundai, в качестве преимущества отмечают респектабельность внешнего вида, а недостатком чаще всего считают недостаточно премиальный уровень отделки салона. Поклонники Kia Rio отмечают прогрессивный дизайн модели, надежность и разрешенную производителем работу на 92-м бензине. В качестве недостатка выделяется плохая шумоизоляция салона. Преимущество Renault Logan, по мнению профессионалов, в высокой надежности модели. Недостатком, особенно с точки зрения водителей, работающих в столице, является менее премиальный дизайн - пассажиры воспринимают его как "жесткий эконом".
Картина региональных предпочтений резко отличается от московской: у них на первое место выходят цена и возможность самостоятельного ремонта и обслуживания. Поэтому лидеры в регионах - Лады Granta, Priora и Largus и Renault Logan. При этом российские автомобили пользуются растущей популярностью у таксистов благодаря положительным изменениям в качестве сборки в последние годы, а также более низкой стоимости обслуживания и возможности ремонтировать и обслуживать машину самостоятельно. "Особенно таксистам полюбился неприхотливый и вместительный Largus: на него легко поставить газобаллонное оборудование, на кузов хорошо ложится пленка с логотипом сервиса такси, а главное - у машины огромный багажник с распашными дверцами", - резюмируют эксперты.
В целом, как показал опрос более 1 тысячи таксистов из разных регионов страны, базовым критерием, влияющим на популярность, считают надежность автомобиля в условиях ежегодных пробегов от 70 до 100 тысяч километров. При этом экономические критерии сводятся к невысокой первоначальной стоимости, низкому расходу топлива и затратам на обслуживание.