Победители техно-олимпиады школьников попадут в инженерный "спецназ"

Получить 100 баллов на ЕГЭ за уникального робота? Собрать гоночный солнцемобиль? Стать инженером-"спецназовцем"? О самых перспективных "треках" для талантливых технарей "РГ" рассказал ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого академик Андрей Рудской.

Андрей Иванович, команда Политеха разработала первый в России солнцемобиль. Именно так студент-инженер должен погружаться в профессию?

Андрей Рудской: Конечно, это один из лучших способов понять, как устроены небольшие технологические компании. В рамках проекта PolytechSolar студенты учатся работать с современными материалами и создавать инновационный продукт, становятся специалистами в автомобилестроении, альтернативной энергетике, механике, электрике и электронике, аэродинамике…

Солнцемобиль весом около 200 кг сможет разогнаться до 150 км/ч: он строится специально для международных соревнований среди машин, работающих на солнечной энергии. Сейчас для российских дорог он не приспособлен, но в будущем его технологии лягут в основу городских электромобилей. Через 15-25 лет они станут привычным личным транспортом.

Собрал уникального робота - получил 100 баллов на ЕГЭ. Отличная мотивация для школьников - участников инженерной олимпиады, которую СПбПУ проводит вместе с другими вузами. Интеллектуальная энергетика, беспилотники, нейросети, - какие еще технологии в центре внимания?

Андрей Рудской: За СПбПУ закреплен трек "Передовые производственные технологии", его ведет наш Институт передовых производственных технологий и Центр научного творчества молодежи Фаблаб "Политех".

Это абсолютно новое направление соревнования. На первом отборочном этапе школьники решают онлайн задачи по физике и информатике. На втором - получают технические проекты, для выполнения которых используют навыки программирования, 3D-моделирования и цифрового производства. В результате ребята должны показать не только решенную задачу, но и исходные коды программ, виртуальные модели, использованные материалы и оборудование. Заключительный этап - самый интересный: участники должны разработать рабочий трехосевый ЧПУ-станок, который сможет вырезать реальную плату. Критерий оценки прост - все должно работать правильно.

Олимпиада Национальной технологической инициативы входит в перечень олимпиад, которые признаются Министерством образования и науки РФ. Прелесть соревнования в том, что финалисты будут работать с реальным инженерным оборудованием, а победители и призеры смогут поступить к нам и в другие в вузы-организаторы без экзаменов или получить дополнительные баллы при поступлении. Это очень хороший приз. Кроме того, победители олимпиады по треку "Передовые производственные технологии" могут стать частью нашего "инженерного спецназа": мы готовим системных инженеров и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоемком высокотехнологичном бизнесе.

По данным Минобрнауки, 468 российских вузов сегодня готовят инженерно-технических работников - это порядка 1,25 миллиона человек. Предприятия на нехватку инженеров больше не жалуются?

Андрей Рудской: Количество не гарантирует качество. Предприятия стремятся получить не просто выпускника-инженера: им нужен квалифицированный специалист, готовый работать в новых "цифровых" условиях. И тут важнейшую роль играют базовые кафедры, которые мы начали открывать 5 лет назад. Например, заводу нужны инженер-конструктор, инженер-экономист, инженер-технолог, работающие одной командой. Мы создаем такую группу студентов и отправляем их на предприятие. Там они учатся на практике, решают конкретные задачи, а после выпуска из университета сразу уходят в реальный сектор, уже зная всю технологию. Такая система позволяет нам обучать не только студентов, но и преподавателей.

Каким должен быть вуз, выпускающий "инженера будущего"?

Андрей Рудской: Вуз должен быть на "ты" с самыми передовыми инновационными технологиями, развивать цифровую промышленность наравне с наукой и экономикой. К примеру, наш "Центр компьютерного инжиниринга" создает новые конструкции и оборудование с помощью цифрового проектирования и моделирования, суперкомпьютерного инжиниринга, аддитивных технологий и технологий оптимизации.

Области проектов - самые разные, от машиностроения и ракетно-космической техники до металлургии и атомной энергетики. Наш Политех я считаю именно цифровым университетом: здесь более 40 профильных лабораторий, 30 научно-образовательных, научно-производственных центров, суперкомпьютерный центр "Политехнический", свой технопарк…

То есть будущее - в "цифре"?

Андрей Рудской: Несомненно. Статистика показывает, что на протяжении последних лет именно цифровые и компьютерные технологии вызывают у школьников больший интерес. В этом году наибольший конкурс у нас оказался на таких технических направлениях, как "Программная инженерия", "Прикладная математика и информатика", "Фундаментальные информатика и информационные технологии", "Информационная безопасность". При этом средний балл ЕГЭ был одним из самых высоких по городу - 79,3. Именно высокий проходной балл помогает провести первоначальный качественный отбор абитуриентов: ежегодно мы принимаем 5 тысяч первокурсников.

Справка "РГ"

Олимпиаду Национальной технологической инициативы ведущие технические вузы страны проводят второй год. В центре внимания - интеллектуальная энергетика и робототехника, космические системы связи, био-, наноинженерия и нейротехнология, "умный дом", новые материалы, виртуальная реальность.

Участвовать могут школьники с 7 по 11 классы. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте и решить задачи первого этапа через интернет. На втором этапе ребят ждут интересные проекты, объединение в команды и онлайн-обучение. А после - инженерный финал в сочинском "Сириусе". Победители и призеры Олимпиады НТИ могут поступить в вузы-организаторы без экзаменов или получить дополнительные баллы при поступлении.

Среди организаторов олимпиады - Московский, Томсккий и Питерский политехнические университеты, МАИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, ДВФУ, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Агентство стратегических инициатив, РВК и другие.