Директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи отметила, что рынок новых LCV за 9 месяцев 2017 года вырос на 18,2 процента и составил 81,4 тысячи машин против 68,9 тысячи за три квартала предыдущего года. Основными причинами подъема рынка стали восстановление экономики и в особенности отраслей, где LCV наиболее востребованы: в частности, оптовой и розничной торговли.
"Оживление бизнеса у основных потребителей привело к реализации отложенного спроса, который накопился за три кризисных года. Также росту продаж способствовали меры господдержки: программы обновления колесных ТС, льготного автокредитования, льготного лизинга, закупок школьных автобусов, субсидирования закупки автомобилей для "скорой" и неотложной медицинской помощи и т.д., - отметила Татьяна Арабаджи. - Лидером на рынке по-прежнему является бренд ГАЗ, с существенным отрывом за ним идут еще два российских бренда - УАЗ и Лада. Государственные программы поддержки рынка ориентированы на технику российского производства".
Эксперт добавила, что, по итогам 2017 года рынок новых LCV может вырасти до 112 тысяч по базовому варианту прогноза, рост составит около 10 процентов. Что касается дальнейших прогнозов, то в НАПИ в 2018 году также ожидают рост на уровне 9-11 процентов, в 2019 - около 7. Однако рынок моментально не восстановится, так как основные макроэкономические параметры, определяющие состояние отраслей потребляющих легкую коммерческую технику, не будет расти быстрыми темпами. Так, с 2020 года вероятно снижение темпов роста, так как отложенный спрос будет исчерпан.
Замгендиректора консалтинговой компании "АСМ-холдинг" Александр Ковригин отметил, что, положительную роль в росте продаж LCV сыграло введение системы сбора платежей "Платон", когда выросли расходы на эксплуатацию большегрузных машин. "Малотоннажники под "Платон" не попали. На руку им играет и то, что LCV могут работать от двери до двери в буквальном смысле, им доступен въезд в центр городов. Еще один плюс - легкие не попадают под закрытие дорог весной, а большегрузы - попадают. LCV машины экономичные и оперативные, - подчеркнул он. - Однако у них есть свои "болевые точки". Это, прежде всего, сокращение числа их главных покупателей - предприятий МСБ, ограничение по загрузке и номенклатуре грузов, доступных для перевозки. Поэтому, к примеру, они уже не очень интересны крупным торговым центрам".
Эксперт Объединения автопроизводителей России (ОАР) Юрий Кравцов обратил внимание на то, что начало положительной динамики на российском рынке коммерческих автомобилей было отмечено еще в марте 2016 года, когда на рынке легковых автомобилей все еще продолжался спад. И отметил, что динамика продаж коммерческих автомобилей традиционно является индикатором экономической активности в стране, и первые признаки макроэкономического роста находят отражение в увеличении продаж автотехники. Соответственно, по итогам 2016 года при общем сокращении российского авторынка на 2,5 процента и снижении продаж легковушек на 3,4 процента, число регистраций новых LCV показало рост на 0,6 процента до 102,4 тысячи единиц.