От отметил, что по материалам прокурорских проверок возбуждено 180 уголовных дел, а в суды предъявлено почти 5 тысяч исков по возмещению ущерба уникальным природным комплексам на сумму 132 миллиона рублей.
Кроме того, был ограничен или запрещен доступ более чем к одной тысячи сайтов, содержащих информацию о реализации животных, занесенных в Красную книгу.
- Прокурорские проверки показали, что подавляющее большинство выявляемых нарушений стали возможными ввиду безответственного отношения к исполнению служебных обязанностей должностными лицами контролирующих органов и дирекций особо охраняемых экологических комплексов, - подчеркнул Чайка.
Как пример он привел ситуацию с известным московским парком "Битцевский лес". Там арендаторы затеяли незаконное строительство и занялись вырубкой деревьев. А между тем у этого зеленого комплекса особый статус - природно-исторический парк. Парку причинен ущерб в размере более 40 миллионов руб. По требованиям природоохранного прокурора договор аренды расторгнут, самовольные строения снесены, судом удовлетворен иск о взыскании экологического ущерба.
В целом, как отметил Генпрокурор, на сегодняшний день не обеспечено принятие правовых актов о 4 тысячах уникальных природных комплексов. Не утверждены охранные зоны 10 федеральных заповедников, а также положение о государственном природном заказнике "Сийский". Кроме того, на кадастровый учет не поставлено более 5 тысяч памятников природы, что в ряде случаев приводит к незаконному захвату заповедных земель.
Как сообщил начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук, "несмотря на уникальность и хозяйственную ценность земель особо охраняемых природных территорий, следует констатировать, что зачастую они вообще никем не управляются". Такие территории прокуроры выявили в Марий Эл, Мордовии, Приморском крае, Рязанской, Ульяновской, Тверской, Ярославской областях и даже в Подмосковье. Кроме того, по данным прокуратуры, ряд федеральных природных территорий управляются администрациями Росприроднадзора, сотрудники которых обладают функциями экологических инспекторов. Однако работники вышестоящего минприроды не наделены инспекторскими и надзорными функциями. В связи с этим, по мнению Генпрокуратуры, целесообразно предложить минприроды создать у себя штат госинспекторов или вернуть часть полномочий Росприроднадзору.