Так, их освободят от уплаты налога на имущество организаций на десять лет. Кроме того, ставка налога на прибыль организаций (в части, поступающей в бюджет Дагестана) будет составлять пять процентов в течение первых пяти лет работы компании и десять процентов - с шестого по десятый год. Сейчас данный налог составляет 18 процентов.
ТОСЭР "Каспийск" была создана 24 марта 2017 года постановлением российского Правительства. Предполагается, что это позволит диверсифицировать экономику города к 2025 году, создать более трех тысяч постоянных рабочих мест и привлечь инвестиции на сумму более 17 миллиардов рублей. Каспийск в советские годы был развитым промышленным городом. Фактически все его население работало на двух крупных предприятиях - заводе "Дагдизель" и заводе точной механики. В постперестроечные годы ситуация в Каспийске, впрочем, как и во многих других моногородах страны, начала ухудшаться. Заказов у заводов практически не было, люди уезжали в поисках работы в другие регионы.
В последние два-три года Каспийск начал возрождаться. "Дагдизель", работающий на оборонный комплекс страны, стал получать новые заказы. В городе началось активное строительство жилья.
По словам мэра Магомеда Абдулаева, в рамках программы развития моногородов в Каспийске будет создана инвестиционная площадка "Уйташ", где планируется организовать 850 рабочих мест. На строительство инженерной инфраструктуры "Уйташа" будет направлено 630 миллионов рублей из Фонда развития моногородов. Около ста миллионов в город уже поступило.
На инвестиционной площадке на данный момент высказали желание разместиться два предприятия - завод строительных материалов и завод имени Гаджиева, который перенесет в Каспийск часть своих цехов из Махачкалы. Как предполагают власти города, создание ТОСЭР позволит привлечь бизнес и дополнительные инвестиции.
Для получения статуса резидента необходимо работать на территории города, вложить в производство не менее пяти миллионов рублей и создать не менее 20 рабочих мест в течение первого года.
Пока в ТОСЭР подано пять заявок. Например, Кизлярский электромеханический завод планирует начать выпуск машин и оборудования. Другой кандидат в резиденты собирается построить на берегу Каспийского моря гостиничный комплекс на 450 номеров. Стоимость данного проекта - три миллиарда рублей, его планируется реализовать совместно со Сбербанком России на принципах проектного финансирования: 30 процентов средств вложит инвестор, остальные 70 процентов составят заемные средства.
Однако жителям Каспийска вряд ли стоит рассчитывать на быстрое экономическое чудо. Как показывает опыт другого моногорода - Невинномысска, расположенного в соседнем Ставропольском крае, льготы и преференции бизнесу - еще не залог быстрого финансового подъема территории. И потребуется немало лет, чтобы экономическое чудо все же произошло.
Невинномысск называют промышленной столицей Ставрополья. Кстати, власти также подали заявку на присвоение ему статуса ТОСЭР. Градообразующими для муниципалитета являются химические предприятия "Невинномысский Азот" и "Арнест". Проведенное городскими властями в начале 2017 года исследование показало, что с 2010 года население Невинномысска сократилось на 20 тысяч человек, а, согласно социологическим опросам, еще 65 процентов жителей в возрасте от 18 до 35 лет готовы покинуть город.
- Одна из главных проблем - это отсутствие инфраструктуры в городе, он унылый, грязный, серый. Есть системные административные ошибки, на это повлияла и частая смена руководства города - за семь лет поменяли четыре главы, что также негативно сказывается на экономике, - рассказал корреспонденту "РГ" глава администрации Невинномысска Михаил Миненков.
В ноябре Минэкономики России должно принять решение о создании ТОСЭР в Невинномысске. Но для города это далеко не первый шаг в направлении диверсификации экономики. Для стимулирования промышленности в городе и привлечения инвестиций в том самом 2010 году здесь открыли региональный индустриальный парк (РИП).
За почти семь лет работы РИП показал впечатляющие результаты - первая очередь парка практически заполнена, идет строительство второй очереди. На территории РИП сейчас работают 12 компаний, предлагающих более трех тысяч рабочих мест.
- Регион предоставил резидентам на конкурсной основе получить бесплатно земельный участок с сетями (электричеством, газом, водой), а также особые налоговые условия. Инвесторы заинтересовались и начали строить предприятия. Невинномысск - город химиков, но сегодня у нас есть и сталелитейщики, - отметил глава Невинномыс- ска. - Конечно же, вошли в программу поддержки моногородов, которая дает большие возмож-ности инвесторам. Привязали ее к нашему региональному парку, в итоге площадка стала более интересна для предпринимателей.
Поэтому, несмотря на зафиксированный отток населения, в администрации муниципалитета все же рассчитывают, что в перспективе начнется обратная, "положительная" миграция - на новые предприятия будут приезжать рабочие, а значит, покупать в городе жилье. Увеличится и сбор НДФЛ - сейчас сбор налога на доходы физлиц составляет около 310 миллионов рублей в год, в следующем году планируется получить в бюджет около 360 миллионов.
- Наш региональный индустриальный парк в прошлом году занял первое место в России по качеству его подготовки и вовлечению бизнеса. Есть вторая очередь, которую мы хотим развивать. С Фондом моногородов мы заключили соглашение о сотрудничестве и при условии софинансирования получим более миллиарда рублей на создание инфраструктуры второй очереди, - добавил Михаил Миненков.
На ТОСЭР в Невинномысске также возлагают большие надежды. Улучшенный льготный режим будет способствовать строительству новых производств, развитию малого и среднего бизнеса. Более "пухлый" городской бюджет повысит качество жизни невинномысцев, позволит благоустроить город. Но пока приходится признать, что за шесть лет работы одного из лучших региональных индустриальных парков в России ситуация в Невинномысске кардинально не изменилась. Словом, на экономическое чудо нужно еще работать и работать.
Павле Мрвалевич, член межведомственной рабочей группы по вопросам защиты прав предпринимателей при управлении Генпрокуратуры РФ в СКФО:
- Из 11 технопарков Ставропольского края "Невинномысск" - единственный нормально работающий, с развитой инфраструктурой, поэтому здесь достаточное количество резидентов. Но надо понимать, что срок окупаемости проектов, реализуемых в технопарках, обычно составляет не менее пяти-семи лет. Тем более что сейчас у предприятий есть проблемы с оборотными средствами, поэтому они вынуждены производить продукцию малыми партиями, соответственно, окупаемость затягивается. Из-за этого и льготы типа сниженного налога на прибыль не так эффективны.
Ко всему прочему, развитие промышленности сопряжено с риском. Станки, печи, подъемники, прессы и другое оборудование - это все опасные объекты. Поэтому необходимо страховать производство, с проверками приходят Ростехнадзор и другие структуры. То есть ответственность у промышленников большая, а штрафы высокие.
С торговлей куда проще. Если продавец разорился, у него есть какой-то товар, который можно реализовать и погасить кредит. А недостроенные здания и цеха, спроектированные под определенный технологический процесс, никому не продашь. Их ликвидность минимальна. Поэтому у производственников больше риска, и люди уходят в другие сферы.
Создание ТОСЭР - хорошая идея, но в крае ведь не все могут выехать в Невинномысск на работу. Поэтому опыт данного технопарка необходимо распространять и на другие территории. Нельзя же всех инвесторов в одном месте собирать. Такая гиперцентрализация тоже будет проблемой со временем. Правительство края должно работать над тем, чтобы в остальных технопарках региона заработала инфраструктура.
Халил Халилов, главный экономист фонда "Реальная политика":
- Одним из решений проблем моногородов может стать диверсификация отраслевой структуры. Получение ими статуса территории опережающего развития позволит привлечь инвестиции, создать комфортные условия для жизни населения. Закон о ТОСЭР предполагает введение особых условий для моногородов.
Создание ТОСЭР в монопрофильных муниципалитетах не должно быть связано с работой градообразующей организации, а резиденты не могут иметь договорные отношения с этим предприятием или его филиалами. Такое требование является вполне обоснованным, поскольку позволяет уйти от отраслевой специализации экономики моногорода.
Но каждой ТОСЭР нужны якорные инвесторы и проработанные бизнес-планы. В противном случае их может ждать участь особых экономических зон, многие из которых были закрыты. Есть и такой нюанс - развитие местного бизнеса ТОСЭР пока не стимулирует. Также еще не ясно, какой будет экспортная направленность проектов, привлекут ли они интерес инвесторов. Ведь именно на это делается ставка. Отказ от явно сырьевых, добывающих проектов правилен, но четкая альтернатива им пока не просматривается. ТОСЭР "Каспийск" также будет нуждаться в якорных инвесторах, в том числе зарубежных, которых необходимо еще привлечь.
Что касается налоговых преференций, в законопроекте не идет речь об обнулении земельного налога. Не предусмотрен особый режим землепользования, который, помимо снижения ставки налога на землю, включает упрощенный порядок получения участков.
По линии федеральных министерств и различных фондов существует множество мер финансовой и иной поддержки бизнеса в моногородах. К примеру, начинающий малый бизнес может рассчитывать на грантовую поддержку до 500 тысяч рублей, есть возможность получить субсидию на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, на сумму до 15 миллионов рублей. Но, насколько мне известно, ни одна из них не работает в ТОСЭР "Каспийск". Пока все на бумаге, управляющая компания ТОСЭР не работает, зарегистрированных резидентов также еще нет.