Первой была вручена специальная премия номинационного совета "За уникальный вклад в воспитание новых театральных поколений для российского театра" Валерию Галендееву, профессору Института сценических искусств, заместителю художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы.
- Эта премия имеет особое значение - мемориальное, - сказал Валерий Николаевич. - Я бы назвал ее премией памяти театральной педагогики, которая, безусловно, была, я это застал (и многие застали), и принял участие в этом педагогическом процессе. Но со временем театральная педагогика умерла. Скажите, какой я педагог, если должен сходить в какое-то учреждение и принести справку, что у меня нет судимости? При том что 45 лет работаю в театральном институте. Это на одном полюсе. На другом полюсе - совершенно уникальные, парадоксальные вещи - взрыв нового молодого поколения. Мои коллеги в зале не дадут соврать: вдруг стали приходить необыкновенно умные, талантливые, ищущие, открытые, пытливые, любознательные ребята - студенты, стажеры, и с ними очень хочется работать!
Народный артист России Вадим Яковлев, 50 лет назад вошедший в труппу Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль "Балтийский дом"), получил специальную премию "За творческое долголетие и верность театру".
- Как-то пришло в голову, что все справедливо - я действительно заслужил эту награду, - признался Яковлев под аплодисменты зрителей. - Много лет отдал своему театру, почти не изменял ему (только на два года пришлось уйти, а потом вернулся). Благодарен своим педагогам Георгию Александровичу Товстоногову, Аркадию Иосифовичу Кацману. Благодарен и своему отцу - заслуженному артисту России Василию Яковлеву.
Театральный люд, собравшийся на праздник (все свои), бурно реагировал на творившиеся на сцене хулиганства собратьев-актеров и юмор коллег, ставших лауреатами - хохотали, поддерживали аплодисментами.
- Я люблю эту церемонию. Это отдушина - понимаешь, что ты кому-то нужен в нашем городе, - мнение режиссера Юрия Александрова.
- "Золотой Софит" - это радость видеть учителей и друзей, - подчеркнул актер Тарас Бибич.
- Это немножко ярмарка тщеславия, - отметил режиссер Алексей Янковский.
По итогам прошедшего сезона БДТ имени Товстоногова стал лидером "Золотого Софита" среди петербургских театров по количеству номинаций (11 из 30) и по количеству полученных наград (5 из 8 премий в разделе "Драматический театр" и специальный приз экспертного совета). Две постановки художественного руководителя Андрея Могучего "Гроза" и "Губернатор" попали в несколько номинаций. В итоге: лучшая работа режиссера - Андрей Могучий (за постановку спектакля "Гроза"), лучший спектакль на большой сцене - "Гроза", лучшая мужская роль - Дмитрий Воробьев (Губернатор), лучшая роль второго плана - Анатолий Петров (Кулигин в спектакле "Гроза"), лучшая работа художника - Александр Шишкин за спектакль "Губернатор". Специальный приз экспертного совета премии присужден женскому актерскому ансамблю спектакля "Три сестры" режиссера Владимира Панкова - за роли Ольги, Маши и Ирины: Елене Поповой, Марии Лавровой, Татьяне Аптикеевой, Екатерине Толубеевой, Юлии Дейнеге, Алене Кучковой, Карине Разумовской, Полине Толстун, Людмиле Сапожниковой.
Призы за Андрея Могучего принимала директор театра Татьяна Архипова, объяснив, что худрук занят репетициями нового спектакля.
Лучший спектакль малой формы - "Антарктида" в постановке Петра Чижова в Театре "На Литейном".
В номинацию "Лучшая женская роль" попали актрисы Лариса Леонова, Елена Немзер, Ирина Савицкова, Ольга Белинская, Виктория Артюхова. Победила Ирина Савицкова, сыгравшая роль Анны в спектакле "Анна Каренина" Театра-фестиваля "Балтийский дом" (постановка Александра Галибина).
В балетных номинациях награды поделили Мариинка и Театр балета Бориса Эйфмана. Лучшей женской ролью признана Пахита Виктории Терёшкиной (Мариинский театр, хореография Юрия Смекалова. Реконструкция и постановка хореографии Мариуса Петипа (Grand Pas третьего акта) - Юрий Бурлака). Юрию Бурлаке присужден спецприз экспертного совета.
Премию Олега Габышева "Лучшая мужская роль в балетном спектакле" (Наследник в постановке Бориса Эйфмана "Русский Гамлет") приняла мама актера, сказавшая о материнском счастье - получить награду за работу сына. Труппа Эйфмана находится на гастролях.
Лучший балет в этом году не назван.
Вручать премии мастерам театров кукол вышли ростовые куклы. Огромная фигура императора Петра Первого объявляла и поздравляла лауреатов. Театр Karlsson Haus забрал сразу все "Золотые Софиты", предназначенные театрам кукол:режиссер Евгений Ибрагимов - за постановку спектакля "Блаженный остров", премией "Лучший актер в театре кукол" награжден Тарас Бибич за роль Гуски в этом спектакле, а еще и актерский ансамбль спектакля был признан лучшим.
Наградами отмечены негосударственные театры - "Особняк", "За Черной речкой", Театр имени Андрея Миронова. Лучшей назвали постановку Алексея Янковского "Машина едет к морю" (Театральная мастерская "АСБ", Театр "Особняк").
Специальный приз экспертного совета вручен режиссеру Льву Эренбургу - "За развитие традиций петербургской театральной школы".
Среди музыкальных театров награды разделили Мариинский театр, Музкомедия, но больше всех статуэток - сразу в четырех номинациях - получил режиссер Юрий Александров и руководимый им театр "Санктъ-Петербургъ Опера": лучший спектакль - "Фауст", лучшая мужская роль - Фауст Сергея Алещенко, лучшая работа художника - "Фауст" Окунева. Солистка театра Каролина Шаповалова взяла "Софит" за исполнение роли Серполетты в постановке Александрова "Корневильские колокола". Это "Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле".
Кроме того, в номинации "Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле" получил премию актер Владимир Садков - за роль Меркурия в спектакле "Орфей в аду" в постановке Юрия Александрова в Театре Музыкальной комедии.
Церемония вручения "Золотых Софитов" проходила в 23-й раз. Первые награды были вручены в 1995 году.