31.10.2017 15:03
    Поделиться

    Почему рынок легковых такси в Крыму не легализуется

    От 50 до 90 процентов рынка легковых такси в Крыму, по разным оценкам, работает в тени. Контрольные рейды со стороны проверяющих выявляют лишь частные нарушения, но не меняют ситуацию в целом.

    Бесстрашные нарушители

    - Перед началом курортного сезона в Крыму провели массовую проверку пассажирских и маршрутных такси, - рассказал пресс-секретарь УФНС России по РК Евгений Нечепуренко. - Нарушения были зафиксированы во всех муниципалитетах, где проводились рейды. Например, в Белогорском районе в ходе контрольной закупки водитель такси не выдал кассовый чек либо бланк строгой отчетности, подтверждающий прием наличности. Повторная проверка в этом же районе на аналогичном маршруте выявила очередное нарушение. А в дополнение было установлено, что деятельность таксист осуществляет без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) либо юрлица.

    В Евпатории после обращения граждан налоговики проверили таксопарк предприятия, работающего под одним из самых известных в Крыму брендов. Выяснилось, что несколько водителей занимались предпринимательской деятельностью без госрегистрации. Более того, работали на арендованных автомобилях, собственник которых декларацию о полученных доходах в налоговые органы не подавал.

    Нарушения зафиксировали в Ялте, Красноперекопске, Евпатории и Феодосии. Самые популярные - невыдача чека и работа без регистрации.

    - В Алуште, например, только в ходе одного рейда выявлено пять автомобилей, водители которых получали оплату с пассажиров без применения кассового чека или бланка строгой отчетности, хотя у таксистов они имелись, - рассказал Евгений Нечепуренко.

    Но административные штрафы, похоже, нарушителей не испугали, и при повторной проверке опять зафиксировали те же самые нарушения.

    В Евпатории, где аналогичные проверки прошли осенью, протоколы составили в отношении одного юридического и семи физических лиц, водители которых не выдавали документы при приеме наличности от клиентов.

    Рука руку моет

    Легализоваться рынок такси в Крыму не торопится, хотя особых усилий для этого не требуется. Нужно зарегистрироваться в налоговой службе как ИП или юрлицо, далее обратиться в министерство транспорта РК за лицензией. Ее стоимость - 1,5 тысячи рублей на пять лет. Выдают документ в течение двух недель с момента подачи заявления. Либо можно официально трудоустроиться в фирмах, легально предоставляющих услуги легкового такси.

    Председатель крымской организации межрегионального профсоюза "Таксист" Андрей Козарь считает, что легализоваться таксисты не торопятся, потому что им проще платить не налоги, а ежемесячную мзду местным сотрудникам ГИБДД, которые, в свою очередь, будут предупреждать их о дате проведения проверки.

    - Причина - в коррумпированности правоохранителей на местном уровне, которые настолько сроднились с нелегальным бизнесом, что применить к ним какие-то санкции просто не могут, - говорит он. - Так, например, с 19 по 30 сентября, когда в Крыму проводился третий рейд ГИБДД на республиканском уровне, мне звонили руководители автопредприятий, у которых свой транспорт и оформлены трудовые отношения с работниками, и рассказывали о таких случаях.

    К тому же, как только такси начинает работать легально, требования к нему растут: автомобиль должен проходить техосмотр, его необходимо оборудовать таксометром, в начале рабочего дня водитель должен проходить предрейсовый медицинский осмотр. Кроме того, во время рейдов и проверок именно легально работающему сегменту рынка достается основное внимание проверяющих, ведь контролеры останавливают визуально маркированные такси.

    - У них проверяют наличие всех документов, которые только можно потребовать, - продолжает Козарь. - При этом придираются даже к аптечкам и огнетушителям, наличие которых в данном рейде не самое главное. И штрафуют за все, тем самым загоняя в тень.

    Схемы с материка

    Лицензию на деятельность в сфере пассажирских перевозок в Крыму, по информации минтранса РК, имеют 5573 ИП и ООО. Федеральная антимонопольная служба называет крымский рынок легковых такси конкурентным.

    - На нем представлено достаточно много перевозчиков, другой вопрос, что даже они не удовлетворяют спрос, - говорит руководитель УФАС по РК и Севастополю Тимофей Кураев. - По идее, такой емкий рынок должен привлекать новых игроков, но этого не происходит. А почему, мы проанализируем.

    Среди получивших лицензии не только предприниматели, зарегистрированные в крымских городах и районах, но и с материка, например, из Курской, Саратовской и даже Свердловской областей, Краснодарского края и Республики Адыгея.

    - Но это не таксисты, а организаторы нелегальных перевозок, которые используют так называемые диспетчерские службы приема заявок, - говорит Андрей Козарь. - Их нельзя назвать автопредприятиями, потому что у них на балансе нет ни одного автомобиля, по сути, это доска объявлений. Более того, нет такого вида деятельности (КВЭД), как диспетчерский сервис. Получается, на весь Крым сейчас около одной тысячи легальных таксистов, остальные работают на диспетчерские фирмы.

    С материка пришли в Крым и другие схемы работы: фирмы принимают от крымчан автомобили в аренду, ставят их себе на баланс, получают разрешение на работу в такси, а затем собственнику сдают его машину в аренду на месяц за 1 - 1,5 тысячи рублей.

    - Поскольку транспортное средство находится на балансе у этого предприятия, водитель имеет право пользоваться им только по трудовому договору, - продолжает он. - Но его никто не оформляет, соответственно, с трудовой деятельности ни одна из сторон налоги не уплачивает.

    В профсоюзной организации "Таксист" считают, что легализовать отрасль можно только при объединении усилия разных ведомств, ведь у каждого из них свои полномочия: ГИБДД вправе остановить транспортное средство, налоговая служба - проверить, зарегистрирован ли таксист как субъект предпринимательской деятельности, минтранс отвечает за выдачу лицензии.

    - Нелегальный рынок такси в Крыму процветает, потому что отсутствует взаимодействие между ведомствами, - говорит Андрей Козарь. - В Совмине РК была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли сотрудники ГИБДД, полиции, ФНС и общественных организаций, в том числе нашего профсоюза. Кроме того, мы с республиканской ФНС согласовываем сейчас план-график внеплановых проверок деятельности диспетчерских фирм такси, потому что только ФНС может признать факт подмены трудовых отношений и насчитать недополученный бюджетом доход с учетом штрафов и пени. Материалы для их проведения мы представили: в ходе контрольных рейдов собираем информацию о водителях и о том, от кого они получают заказы. Информацию о нарушителях сообщаем в прокуратуру, она, со своей стороны, проводит проверки и, если обнаруживает, что на фирме работает несколько таксистов, нарушающих требования пассажирских перевозок, обращается с иском в суд о запрете деятельности такого предприятия. Это долгий процесс, учитывая, что рейды в Крыму проводятся нечасто. Минувшим летом, например, прокуратура проверила несколько предприятий и выявила одну фирму, принимающую заказы, которые выполняли таксисты-нелегалы.

    Кроме того, профессиональное объединение таксистов предложило разработать электронную программу, в которой будет собрана вся информация с баз данных ФНС, минтранса и ГИБДД. Это позволит автоматически аннулировать разрешения на работу в такси, если водитель не платит налоги.

    Комментарии

    Петр Запорожец, председатель комитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:

    - Пока в Крыму никто не борется с нелегальным рынком такси. Это не дело минтранса или Госсовета, им должны заниматься отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФНС и надо подключать ГИБДД. За получение левого дохода и неуплату налогов должны взимать крупные штрафы вплоть до изъятия транспортного средства за незаконную предпринимательскую деятельность. Законодательная база для этого существует, но она не применяется.

    Сергей Крюков, заместитель руководителя УФНС России по РК:

    - Диспетчерские службы легковых такси предоставляют информацию (заказы), а за тех, кто получает эти заказы, они ответственности не несут. То есть таксисты покупают у диспетчерских фирм доступ к информресурсу, и установить при этом факт получения ими дохода от провоза пассажиров достаточно сложно. Тем более что ФНС имеет право проводить контрольную проверку кассовой техники, юридических адресов и легализации зарплаты работников. То есть мы занимаемся проверкой ИП и организаций, которые встали на налоговый учет. Тех, кто не зарегистрирован в госреестрах, мы пытаемся привлекать к ответственности, но это не так просто: должно быть основание для их проверки. Хотя мы понимаем, что рынок легковых такси в Крыму, мягко говоря, серый и нужен комплексный подход для его легализации.

    Поделиться