01.11.2017 20:55
    Поделиться

    Гендиректор "Золотой маски" рассказала "РГ" о фестивале

    В четверг "Золотая маска" объявляет своих номинантов. Главные страсти закипят ближе к 15 апреля, когда на Новой сцене Большого театра огласят результаты национальной премии, учрежденной в 1993 году Союзом театральных деятелей России. А пока с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной мы обсуждаем, каких размеров за 24 года существования достигла империя "Золотой маски". Какие бюджеты освоила. И почему, побывав в 38 городах от Архангельска до Южно-Сахалинска с гастролями и проведя там 95 региональных фестивалей-спутников, до Воркуты "Маска" никак не может добраться...

    Бухгалтерия творчества

    Мария Евсеевна, каков бюджет "Золотой маски" в рублях?

    Мария Ревякина: Порядка 240 миллионов, если говорить только о московском фестивале. Сюда не входит стоимость командировок и очень трудоемкой работы экспертных советов в связи с большим количеством появившихся интересных театров и спектаклей в регионах России. Вплоть до последних дней перед голосованием у нас несколько человек находились в Якутске и в Лесосибирске, до которого прямым ходом не добраться - много часов от ближайшего города с аэропортом ехать, чтобы туда попасть. Последние месяцы самые тяжелые, когда нужно составить окончательное решение и досмотреть все, что вышло, о чем спорят и что считают близким к афише. Премьер много: в России 4-5 тысяч премьер наверняка в год выходит во всех театрах. Эксперты отсматривают около тысячи. Это работа уникальная, интересная и при этом труднейшая: столько командировок, за год надо проездить всю нашу замечательную необъятную страну, все подавшие заявки театры... Вы сами были экспертом "Золотой маски", все это знаете. А со 2 ноября начинается работа уже над афишей, к нам приезжают театры выбирать площадки, какие им подходят по райдеру. Тоже большой труд.

    40 процентов из 240 миллионов, как было обнародовано, это спонсорские средства, около 15 - выручка от продажи билетов, и 45 - государственные деньги?

    Мария Ревякина: Да, нам всегда помогают министерство культуры, правительство Москвы. В этом году мы получили грант президента - 50 миллионов рублей. Дальше - мы считаем количество номинированных спектаклей из регионов, наши программы "Маска плюс", Детский Weekend, "Золотая Маска в кино", Институт театра, "Золотая Маска в городе". Часть наших спонсоров подтвердили свои намерения, у нашего фестиваля хорошая репутация, поэтому надеемся, что найдем на остальные проекты дополнительные средства.

    Муки выбора

    В "Маске" нет никаких ограничений по числу номинантов. Выглядит загадкой, что делать, когда экспертный совет предъявляет руководству премии огромный список. Ведь это может свидетельствовать как об очень успешном театральном сезоне, так и об отсутствии внятных критериев - что можно считать лучшим?

    Мария Ревякина: Я считаю, главное, чтобы они ничего действительно интересного не пропустили. Если эксперты выдвинули на премию, значит, мы должны привезти и показать эти спектакли. Список номинантов и программа фестиваля вырастает из театральной реальности в нашей стране и ее самых значительных художественных событий. В прошлом году, например, у нас была очень большая афиша...

    4 тысячи премьер за сезон выходит в театрах России

    Не то слово. 28 фамилий режиссеров в одной номинации...

    Мария Ревякина: Но мы ее вытянули, нашли деньги. Не каждый год бывает урожайным. Это все зависит не от нас, а от того, насколько интересными получились постановки. Но у нас никогда такого не было, чтобы мы какую-либо афишу не смогли реализовать. Мы не можем привезти на "Маску" номинанта только в том случае, если спектакль не вписывается ни на одну московскую сцену. Была в свое время история с казанской оперой: спектакль нигде не мог встать, и жюри вынуждено было ехать в Казань. На "Травиату" Курентзиса из-за сложной монтировки нам не давал ни один московский театр такого количества дней...Так что могут технические сложности возникнуть, а экспертов никто не ограничивает.

    Явных лидеров и "старожилов" "Маски" можем назвать?

    Мария Ревякина: Если мы вспомним картину театрального сезона, там были явно значительные спектакли в Александринке, в БДТ, в МДТ, в Театре Маяковского, в Театре Пушкина. Несмотря на то что я работаю в Театре наций, мне кажется, я могу позволить себе сказать, что и в Театре наций был сезон достаточно интересный. В Большом театре, в Мариинском, в Новой опере, в "Геликоне" были прекрасные постановки. Я говорю про две столицы и про то, что я видела сама.

    От Москвы до самых до окраин

    Московский фестиваль начнется только в феврале. Но с 2000 года помимо главного конкурса "Маска" активно занимается гастролями и представляет программу "Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии". То есть на сегодняшний день структура премии - это "Маска" в Москве, региональная программа и это, можно сказать, театральная "экспансия" в Балтию...

    Мария Ревякина: Это самые крупные проекты. В Латвии и Эстонии фестиваль просто триумфально прошел в этом году. Была какая-то кульминация за последние 13 лет наших балтийских сезонов. А в российских регионах мы действительно уже 17 лет. Мы привозим туда самые лучшие, "просеянные" экспертами спектакли. Но при этом, конечно, учитываем, что нам говорит город. Мы понимаем, что, условно говоря, в городе N какой-то остроавангардный спектакль не будет воспринят. Заранее вместе отбираем афишу, чтобы была бы интересна и понятна зрителям. Но знаете, что мы заметили? В тех регионах, где мы часто бываем, например в Омске, Череповце, Петрозаводске, публика растет вместе с театром, уже по-другому слышит, улавливает совершенно другие оттенки. И мы привозим туда все более сложные постановки.

    С гастролями "Маска" побывала в 38 городах от Архангельска до Южно-Сахалинска

    Но главный импульс исходит из города? Это работа "Маски" с местной властью?

    Мария Ревякина: Да, конечно, с одной стороны, с местной властью, и с другой - с теми партнерами, у которых есть регионы присутствия. Например, мы в ноябре едем в Норильск, везем туда большую разнообразную программу.

    Как формируется региональная программа с учетом желания города? Судя по Норильску, это один премьерный спектакль, который был номинантом, один лауреат и один спектакль-долгожитель, уже проверенный временем. Плюс еще городские мероприятия и поэтические чтения.

    Мария Ревякина: В те города, которые находятся очень далеко, мы не можем везти "тяжелые" спектакли. Это связано с большими перелетами. До Норильска сложно довозить декорации. То есть это должны быть специальные борта, которые могут их поднять; опять же нужно учитывать навигацию, там не всегда аэропорт работает, нужно подстраиваться. И мы придумали такую театрально-поэтическую историю, поскольку поэзия - та замечательная часть нашей литературы, которая помогает и помогала нам всегда выжить даже в самые тяжелые времена. Актер Анатолий Белый на это отозвался, и получился очень серьезный и хороший подарок городу с очень интеллигентной публикой.

    У нас всегда программы полноценные. Всегда несколько спектаклей играется. Мы еще делаем мастер-классы, творческие встречи, специальные программы, в которых участвуют жители. Поэтому это не просто гастроли. В Норильск везем замечательный спектакль по Булгакову "Записки юного врача" санкт-петербургской "Мастерской" Григория Козлова, мюзикл Пушкинского театра "Рождество О. Генри", "Шведскую спичку" и детский спектакль "Осторожно, эльфы!" Театра наций и уникальный авторский проект Анатолия Белого "Кинопоэзия" - короткометражные поэтические фильмы и стихи в его исполнении прозвучат в Норильске и в Дудинке.

    В свое время мы играли в Норильске "Женитьбу" с Костолевским и Филипповым, неоднократно привозились спектакли Додина; премьеру "Жизни и судьбы" Малый драматический театр выпускал там.

    Город с непростой судьбой. Там еще живы те, кто был сослан, их дети. Город очень интеллигентный, с умной публикой. Поэтому туда можно, не боясь, привозить и сложные спектакли. И мы, конечно, рады туда приехать. Бизнес сейчас понимает, что нужно развивать те регионы, в которых у них есть те или иные предприятия; в городах, где работает основное население, готовить вот такие праздники, которые дают возможность людям и оставаться там, и чувствовать себя частью большой России и большого континента. "Норникель" привозит "Золотую маску" в Норильск и в Красноярск, где мы тоже делали фестиваль. Мы вот до Воркуты только никак не можем добраться, хотя "Северсталь" нас давно просит.

    Что так?

    Мария Ревякина: У них есть время, когда движение между ними и материком закрыто. Поэтому мы не всегда можем туда добраться со спектаклями, хотя нужно как-то съездить обязательно. Но в такие дальние города типа Таежного, Тайшета, Кандалакши дошла наша "Маска в кино": где есть клубы, у людей была возможность посмотреть спектакли из программы фестиваля.

    География региональной "Маски" 2017 года: Омск, Краснокамск, Ульяновск, Петрозаводск, Костомукша, Череповец, Новотроицк, Орск, Санкт-Петербург, и в финале - с 18 по 26 ноября - уже упомянутый Норильск. Кто в этом списке город-новичок?

    Мария Ревякина: Новотроицк, Орск, Краснокамск - это совсем новые города, мы там прежде не были. Там невероятно искренний зритель, и для них это такое счастье, что приехал театр...

    P.S.

    Каковы сроки фестиваля в Москве и кто будет режиссером церемонии закрытия?

    Мария Ревякина: Точные даты сейчас зависят от количества музыкальных спектаклей, потому что в Москве только четыре площадки, где их можно показывать: это Большой театр, Театр Станиславского и Немировича-Данченко, "Геликон-опера" и Новая опера. Всё. Я надеюсь, что мы все-таки сконцентрируемся с февраля по апрель. То есть три месяца уйдут на показы. А церемонию закрытия 15 апреля на новой сцене Большого театра будет делать Нина Чусова. Но на церемонии все ждут результатов, а не танцев и песен с бубнами.

    Поделиться