Новости

01.11.2017 18:42
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Выставки ноября: кино по Паустовскому и другой Казимир Малевич

В ноябре в Историческом музее отметят 100-летие революции показом редких экспонатов из фондов музея Ленина. В Галерее "Беляево" напомнят, что Паустовский был киносценаристом. В Мемориальной квартире Рихтера покажут, что пианист привозил домой из долгих странствий по Европе. Третьяковка и Еврейский музей готовят совместный проект, посвященный Элю Лисицкому. В павильоне "Рабочий и колхозница" расскажут, что еще, кроме "Черного квадрата", создал Казимир Малевич.
Казимир Малевич, "Городок" (1910 г.). Фото: ВДНХ/ArtManagement Казимир Малевич, "Городок" (1910 г.). Фото: ВДНХ/ArtManagement
Казимир Малевич, "Городок" (1910 г.). Фото: ВДНХ/ArtManagement

Повелители мечты

Исторический музей по-своему отпразднует 100-летие Октября. Более 25 лет он хранит уникальный фонд предметов и документов, посвященный первым руководителям советского государства - фонд бывшего Центрального музея В.И. Ленина.

Судьба музея повторила судьбу огромной страны, исчезнувшей с карты мира в декабре 1991 года. Музей был закрыт, а его коллекции, спасенные от расхищения и уничтожения подвижническим трудом музейщиков, вошли в состав Государственного исторического музея.

2 ноября Исторический музей откроет главный проект года - выставку "Энергия мечты". Масштабы впечатляют: экспозиция займет все выставочное пространство музея, будут представлены предметы, которые никогда ранее не покидали хранилища. Первые романтики эпохи, первые завоевания, первый букварь, первый самолет, электрификация, "красные директора", создание "Артека" - кураторы не упустили из виду ни одну тему.

На экране Паустовский

В галерее "Беляево" 2 ноября откроют выставку "Паустовский и кино". Проект приурочен к 125-летию со дня рождения писателя, который отмечался в мае этого года.

Фильмы, снятые по сценариям Паустовского, имеют непростую судьбу. Не все дошли до зрителя, не все были поняты критиками. Выставка рассказывает о таинственной истории с "исчезновением" фильма "Кара - Бугаз", о сложных киноэкспедициях в пустынях Каспия и съемках в Сталинабаде, об успехах "Северной повести", собравшей тридцатимиллионную зрительскую аудиторию, о гневе Сталина и восторженных отзывах Анри Барбюса, о критике современников и признании историков кино спустя десятилетия забвения.

Впервые посетители смогут увидеть авторские сценарии с правками, документы кинопроизводства, стенограммы художественных советов, письма, фотографии, эскизы костюмов и декораций из фондов Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского, Российского государственного архива литературы и искусства и Музея кино.

В рамках выставки пройдут лекции и открытые кинопоказы Государственного центрального музея кино. А в зоне "Анимация" будет работать детская музейная студия.

Концерт в амбаре

8 ноября в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется выставка "Годы странствий Святослава Рихтера. Франция - Италия", сотканная из впечатлений, картин, фотографий, открыток.

Путешествия были страстью Рихтера. И Италию, и Францию великий пианист называл "духовной родиной". Приезжая туда как турист, он не забывал и о концертах. Свой первый фестиваль "Музыкальные празднества в Турени" Рихтер провел в 1964 году, на ферме XIII века недалеко от французского города Тур, приспособив для концертов средневековый амбар.

В открытках друзьям он не уставал восхищаться: "Азоло (город Элеоноры Дузе) - моя слабость. Скажу прямо, более красивого места, по-моему, нет на Земле" (Софье Пилявской). Художнице Анне Трояновской он писал из Арля: "Город изумительный. Кстати, из мостиков, которые писал Ван Гог, сохранился только один..?!"; ей же признавался: "Антибы - это одно из самых любимых мною мест на юге Франции. Город сохранил свое лицо и, может быть, тело…".

Не забывал пианист и о второй своей страсти - коллекционирование. Во-первых, после каждого путешествия его собрание открыток заметно пополнялось. Во-вторых, в каждой поездке Рихтер встречался с известными художниками, которые дарили ему свои работы. На выставке покажут несколько таких подарков - работу Пабло Пикассо "Молодой человек в венке" (1962) и два его рисунка, подаренных великому пианисту; "Композицию" (1970) Александра Колдера с дарственной художника; графику Ренато Гуттузо "Бык" (1954); листы Фернана Леже из серии "Город".

Искавший четвертое измерение

В Третьяковской галерее на 15 ноября запланировано открытие выставки "Эль Лисицкий. El Lissitzky". Это первая масштабная ретроспектива в России и совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности.

Лисицкий - один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом предопределивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им "проуны" - "Проект утверждения нового", в которых живопись граничит с архитектурой.

Зрители увидят около 400 экспонатов из собрания Третьяковской галереи, западных музеев, и частных коллекций. Проект пройдет одновременно на двух площадках - в Новой Третьяковке и Еврейском музее и центре толерантности.

В Еврейском музее и центре толерантности можно будет увидеть книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии. В Третьяковку посетители придут посмотреть на Лисицкого-архитектора: музей представит те самые проуны и архитектурные проекты, фотографии.

Не только "Черный квадрат"

На ВДНХ привезут Казимира Малевича. С 24 ноября в павильоне "Рабочий и колхозница" будет открыта выставка "Казимир Малевич. Не только "Черный квадрат".

"Черный квадрат" Малевича, став общепризнанным символом ХХ века, отчасти заслонил остальное наследие русского авангардиста. На выставке представят все этапы творчества, все грани мастерства художника - от ранних произведений 1900-х годов, футуристических картин 1910-х и супрематических композиций до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству.

Работы приедут из собраний российских региональных музеев (Саратова, Самары, Нижнего Новгорода), куда картины Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса. Выставку дополнят документы из государственных и частных архивов, фотографии, письма, книжные издания, дневники.