Сейчас минздраву поручено модернизировать систему записи к врачам. Но не приведет ли ликвидация бумажных талонов к образованию огромных "живых" очередей? И почему, несмотря на возросшее в несколько раз финансирование здравоохранения, с мест по-прежнему звучат голоса недовольных медиков - об этом в интервью "РГ" рассказал министр здравоохранения РК Александр Голенко.
- Александр Иванович, как вы планируете реформировать систему записи к врачам в поликлиниках?
Александр Голенко: Талоны - это метод фиксации обращения за медицинской услугой. И сейчас мы готовим административный регламент записи на прием к врачу. Он будет доработан до конца ноября с учетом мнений специалистов и населения. Пока проект опубликован на сайте минздрава РК.
Когда введем документ в действие, будем строго контролировать его исполнение во всех поликлиниках. В N 2 и N 4 и в детской больнице Симферополя мы уже отрабатываем новый стандарт работы регистратуры. Продолжится оснащение регистратур современной компьютерной техникой, позволяющей использовать различные формы записи к врачу. Пациенту не нужно будет занимать очередь в регистратуру в семь часов утра, а достаточно обратиться в любое время по телефону, через интернет, по электронной почте, или записаться через инфомат. Также 26 миллионов рублей выделели из бюджета, чтоб сделать посещение регистратур удобным: запланирована установка в местах ожидания кондиционеров, кулеров с водой, телевизоров.
Записаться к врачам можно будет через ФАП или участковую больницу. Ведь сейчас в селах пациент, минуя первичное звено, нередко напрямую попадает в районную больницу, куда ему в некоторых случаях и не нужно обращаться. К сожалению, есть и проблема со стороны пациентов - до 50 процентов записавшихся потом не приходят на прием к врачам и не отменяют запись.
- Каковы результаты служебной проверки в алупкинском подразделении Ливадийской больницы, врачи которой публично выразили свое недовольство состоянием медучреждения и уровнем зарплаты?
Александр Голенко: Большая Ялта - очень сложная территория. И много лет подряд в Алупке возникают проблемы с отчуждением земельных участков медучреждения, имущества, аварийным состоянием некоторых корпусов. Где-то невозможно даже провести капремонт, потому что старинные здания активно разрушаются. Я встречался и с коллективом, и с местными общественниками. Надо признать, что зарплата в медицинских учреждениях Большой Ялты сегодня действительно невысокая. У персонала Алупкинской больницы она не достигает показателей, установленных указами президента РФ. Но Алупкинская больница, которая сейчас является структурным подразделением Ливадийской, имеет кредиторскую задолженность и не располагает доходами, обеспечивающими стимулирующие выплаты. Из-за ремонта она не выполняет плановых цифр - количество посещений, показатели объема медицинской помощи, диспансеризации, неотложных посещений. А при страховой медицине итоговая сумма финансирования зависит от объема оказанных услуг.
- Какие же решения приняты по итогам служебной проверки?
Александр Голенко: Мы изучили ситуацию с установкой рентгеновского и лабораторного оборудования - добавляем средства на ялтинскую больницу. Улучшим медикаментозное обеспечение процедурного кабинета. Изыскиваем средства на погашение кредиторской задолженности. А вот создавать в Алупке полноценное отделение, как это было раньше, и как требуют некоторые местные жители, нецелесообразно и невозможно. Но сокращение числа медработников там не планируется, как и притеснение тех, кто выступил в СМИ, - люди имеют право на выражение своей гражданской позиции. Что касается руководителя - решение о ее судьбе примем после ее выхода из отпуска.
- Время от времени в соцсетях появляются публикации о несправедливом распределении стимулирующих выплат главврачами крымских больниц. Много ли таких фактов?
Александр Голенко: Мы стараемся следить за начислениями. В системе здравоохранения полуострова заняты 45 тысяч работников, невозможно контролировать зарплату каждого. Но когда обнаруживаются нарушения - а такие факты есть - главврачей и наказывают, и увольняют. Вот, например, сейчас уволен главврач Ленинской районной больницы. Но так или иначе, стимулирующие выплаты начисляются только в том случае, если доходы больницы выше, чем обязательные плановые.
- Низкая зарплата врачей - одна из причин дефицита кадров в здравоохранении. Удалось ли в последние годы сгладить остроту этой проблемы?
Александр Голенко: Самым проблемным остается первичное звено здравоохранения. Главная причина - несовершенная организация труда и колоссальный дефицит врачебных кадров - в Республике Крым не хватает более 900 врачей. Самые дефицитные специальности - педиатры, терапевты, психиатры, рентгенологи, отоларингологи, эндокринологи. У нас есть крупные города, где в системе здравоохранения всего один эндокринолог. Не хватает 100 акушеров-гинекологов. Тем не менее в 2016 году устроились на работу в систему здравоохранения полуострова 116 молодых врачей. Продолжается программа "Земский доктор" с единовременной выплатой одного миллиона рублей, по которой в 2015 году принято 20 человек, в 2016-м - 50, а в нынешнем - планируем 55. 39 человек уже оформлены на работу - это терапевты, фтизиатры, акушеры-гинекологи, хирурги и травматологи. Кандидатуры еще одиннадцати специалистов рассматриваем, и таким образом останется всего пять вакансий до конца года.
На следующий год программа расширится: кроме земских докторов будем набирать земских фельдшеров с единовременной выплатой 500 тысяч рублей. Ведь по ФЦП мы сейчас активно строим ФАПы, и в этом году должно быть построено уже 40 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. В 2016-м введено в эксплуатацию 22 новых ФАПа, в то время как за предыдущие 20 лет мы не строили и не открывали ни новых больниц, ни ФАПов.
Еще проблема - более 35 процентов врачей пенсионного возраста. У нас есть доктора, которым по 80 лет, и они продолжают работать. Я преклоняюсь перед ними - на этих специалистах сегодня держится наше здравоохранение.
- А почему бы не принять республиканскую программу привлечения кадров по аналогии с "Земским доктором"?
Александр Голенко: После перехода Крыма в состав РФ муниципальное здравоохранение на полуострове стало государственным, многие муниципалитеты сложили с себя ответственность за состояние медучреждений и их обеспечение кадрами. У нас есть курортные поселки, куда уже три раза фельдшеров направляли, а они оттуда уезжают из-за плохих условий. Местный же глава требует нового медработника, не обеспечив ему нормальный быт. Сами муниципалитеты должны создать условия для привлечения специалистов и их удержания моральными и материальными стимулами. Эту обязанность никто с них не снимал, и местным главам стоит принимать программы привлечения кадров, выделяя жилье, земельные участки под строительство домов, обеспечивая материальное стимулирование. Сейчас мы разрабатываем систему материального стимулирования врачей первичного звена.
- В некоторых городах закрываются востребованные, по мнению местного населения, узкопрофильные отделения...
Александр Голенко: Наша задача - обеспечить качественную и высокотехнологичную медицинскую помощь, но это невозможно в каждом поселке. Поэтому принята программа модернизации здравоохранения, по которой в РК созданы шесть отраслевых межрегиональных центров - травматологические, сердечно-сосудистые и центры высокоспециализированной медицинской помощи. Нет необходимости и даже нельзя в каждом районе оставлять кардиологические отделения, где человеку не могут оказать услуги на современном уровне. Перед нами стоит задача увеличить продолжительность жизни населения и уменьшить количество смертельных случаев, используя современные медицинские технологии. Нас же заставляют в каждом селе содержать врача с фонендоскопом, который, кроме как послушать сердце и поговорить с пациентом, ничего не может. В новом центре мы делаем современное диагностическое обследование, ставим диагноз и, если нужно, проводим тромболизисы, стентирование, ангиопластику, операции на открытом сердце. Там, где это невозможно, такой вид медпомощи и не должен быть представлен. Мы концентрируем высокотехнологичную помощь и насыщаем эти медицинские организации современным оборудованием. Первичные сосудистые отделения созданы в Евпатории, Феодосии, Джанкое, а в Керчи завершается ремонт и установка оборудования.
Заработала вертолетная авиация, которая доставляет "тяжелых" пациентов из любой точки Крыма (уже доставлены таким образом 18). Работает и автомобильная бригада центра медицины катастроф.
Сегодня гораздо эффективнее отвезти человека за 50-70 километров туда, где ему могут оказать качественную медицинскую помощь. При этом 80 процентов пациентов должны обслуживать на уровне первичного звена - это участковые врачи, терапевты, педиатры, семейные врачи. Они должны поставить диагноз и при необходимости направить этого человека к узким специалистам.