Итоги ознакомительной "экскурсии" подвел председатель профильной комиссии палаты, член регионального штаба ОНФ Альберт Фахрутдинов. По его словам, на старый полигон "Велижанский" общественные эксперты вообще проникли вопреки воле чиновников департамента недропользования - те дважды отказывали в допуске. Скрывать было что: ограждения частично повреждены, на значительной площади верхний защитный слой грунта отсутствует, местами мусор горит, испуская чад. А ведь с момента закрытия полигона минуло уже семь лет. До этого гигантская свалка площадью 42 гектара эксплуатировалась 24 года, хотя проект предусматривал 20-летний период.
- Полигон давно должны были рекультивировать. Это требование закона. Но нет никаких признаков работ. Между прочим, здесь, по нашим сведениям, в штабелях около 300 тысяч ртутных ламп. Токсичная бомба. Ее необходимо обезвредить, - комментирует Альберт Фахрутдинов.
Действующий полигон рассчитан на прием отходов в течение 11 лет - до 2021-го. У экологов есть информация о планах продления срока, и они хотят знать, насколько велик у полигона запас прочности. Определенный оптимизм вызывает ожидаемый в следующем году запуск мусоросортировочного предприятия производительностью 350 тысяч тонн в год. Из массы ТБО будут выбирать макулатуру, древесину, резину, текстиль, металлы и сплавы, полимеры, стекло, то есть вторсырье для промышленной переработки. Непригодное для нее (остаток составит свыше половины первоначального объема) отвезут на свалку, примнут бульдозером.
Концессионное соглашение, заключенное с частной компанией, предусматривает появление в регионе еще трех подобных заводов меньшей производительности и пары перегрузочных площадок. На днях ООО объявило о поиске подрядчиков на строительство завода в промзоне Тобольска, а также в Ишимском районе. Их совокупная стоимость 850 миллионов рублей. Самый дорогостоящий, на окраине Тюмени, обойдется инвестору в два миллиарда рублей, приблизительно на четверть проект кредитует банк.
Инвестиции, понятно, нужно возвращать, поэтому ожидается повышение тарифов. Основанием послужит резкое, минимум вдвое, увеличение норматива накопления отходов на душу населения. Прежний, как ранее было публично объявлено, "совершенно устарел, не соответствует реалиям потребления". В феврале 2017-го начальник управления департамента недропользования и экологии региона Александр Рейн заявил: в год на территории области образуется не менее миллиона тонн ТБО.
Таким образом, уже к концу десятилетия, после ввода сортировочных мощностей, значительная доля мусора будет уходить на переработку. Если, конечно, задуманную правительством региона концепцию удастся реализовать. Вместе с тем бюджету придется потратиться на устройство новых полигонов, прежде всего близ Тюмени. Пусть потребность в них уменьшится, отходов для захоронения все равно будет еще очень много.
"Может, все-таки есть резон построить современный завод для их сжигания в высокотемпературных печах?" - задаются вопросом местные экологи.
Да, сжигать не подходящее для утилизации или просто не пропущенное через мусорное "сито", получая взамен электроэнергию и тепло, - идея вроде привлекательная. Однако говорить об экономической эффективности таких предприятий не приходится. Себестоимость киловатт-часа, как правило, очень высока.
А главное - возникают вопросы об объемах выбросов в атмосферу и уровне их экологической опасности, совершенстве применяемых технологий, и страсти по этому поводу кипят не только в Тюмени. В Казани, например, хотят построить мощный мусоросжигательный завод - голосов против много. Эмоции же не для беспристрастного анализа - лучше семь раз независимую экспертизу провести. Тюменские власти, судя по всему, осторожничают и в деле утилизации ТБО предпочитают "классику".