Вице-премьер-министр КР о роли республики в ЕАЭС

Как и в каком направлении будет развиваться экономика Киргизии в ближайшее время? На этот и другие вопросы представителей российских СМИ ответил первый вице-премьер-министр КР Толкунбек Абдыгулов.

Об евразийской интеграции

Если оценивать, чего достигла республика за два года полноценного членства в ЕАЭС, можно сказать, что для нас эффект от вступления положительный. Цифры показывают, что решение о присоединении к Евразийскому экономическому союзу было правильным - и для КР, и для всей организации в целом.

Почему? Первая цель ЕАЭС - кооперация экономик. Вторая - их модернизация. В мире говорят о четвертой индустриальной революции, и нам нельзя оставаться в хвосте этого процесса. Ну и, наконец, третья цель: наши руководители договорились, что будут развивать сотрудничество по четырем приоритетным направлениям. Речь идет о свободе передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В каждой из стран ЕАЭС сейчас наблюдается оживление экономик - рост или восстановление докризисных показателей. Инфляция в среднем составляет примерно от двух до 3,7 процента, что, полагаю, является важным показателем для привлечения инвестиций. Растет взаимный товарооборот. С Россией, к примеру, объем нашей торговли увеличился примерно на 40 процентов. Экспортируем в основном продукцию сельскохозяйственного сектора, а также легкой промышленности - товары швейных предприятий, одежду.

О трудностях

Конечно, мы сталкиваемся с нерешенными проблемами, но стремимся решать их на площадке Евразийской экономической комиссии. На сегодня все правила игры в сфере торговли просты и понятны. Есть тарифные и нетарифные барьеры, вводимые странами с целью защиты своих производителей и повышения качества ввозимых товаров.

Что касается конкуренции со стороны других участников Евразийского союза, то, конечно, рес-публике с объемом ВВП в 6,6 миллиарда долларов трудно состязаться с большими экономиками. Тем не менее у нас есть сравнительное преимущество в некоторых секторах. В них мы и можем быть конкурентоспособными. В качестве примера можно привести легкую промышленность или то же сельское хозяйство.

О поиске ниши в ЕАЭС

Сейчас неважно, что именно ты производишь, главное, будет ли спрос. Если взглянуть на агропромышленный сектор респуб-лики, понимаешь, что объемы, может быть, и несоизмеримы с рынком Евразийского союза. Однако вкусовые качества и экологическая чистота продукции дают нам уверенность в успехе.

В этом отношении интересный пример привел на последнем совете глава государств ЕАЭС президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он упомянул работающее промышленное предприятие, на котором трудятся около 30 тысяч человек. Продукция пользуется спросом, сбыт есть. Однако в то же время разработчики известной компьютерной игры заработывают в три раза больше.

О долларе и нацвалютах

Все страны Евразийского союза в той или иной степени озабочены долларизацией экономик и поэтому пытаются перейти на расчеты в национальных валютах. Где-то прогресс более заметен, где-то менее. России и Казахстану удалось достичь значительных результатов. Население этих стран стало не только осуществлять сделки, но и считать в национальных валютах. Армения и Киргизия подключились к этому процессу позже, и в нашей республике ситуация меняется.

Порядка 60 процентов депозитов в КР уже хранится в сомах. Примерно такую же долю национальная валюта занимает и в кредитном портфеле банков. У населения сформировалось понимание: сбережения нужно хранить в разных активах. Ведь все, что связано с валютой, может принести как выгоду, так и убытки.

Конечно, все страны для сохранения и увеличения международных резервов предпочитают работать с твердыми - резервными - валютами. Но, думаю, придет день, когда все платежи в Евразийском союзе будут осуществляться без использования доллара или евро. И само создание ЕАЭС, на мой взгляд, стало первым шагом в этом направлении. Центробанки участников интеграционного проекта, вместе с тем, уже ведут расчеты в национальных валютах. Ту же культуру мы пытаемся привить и бизнесу.

О цифровой валюте

В свое время Национальный банк, который я возглавлял, рекомендовал населению не инвестировать в валюты, не выпущенные центробанками. То есть биткойн, на наш взгляд, является чрезвычайно рискованным предприятием. Время показало, что рекомендация была правильная. Курсы цифровых валют прыгали то вверх, то вниз. Тем не менее запрета на использование биткойна в Киргизстане не было.

Нам бы очень не хотелось, чтобы граждане вкладывали свои сбережения в инструменты, связанные с высоким риском. Тем более, что в Киргизии есть достойная альтернатива - золотые слитки, которые можно приобрести у Нацбанка или ему продать. Конечно, здесь тоже присутствует достаточный риск, который напрямую зависит от стоимости драгоценного металла на мировом рынке. Но этот актив обеспечен физически. Цифровая валюта, в свою очередь, нечто аморфное, что нельзя пощупать и спрятать. А я как бывший банкир отношусь к такому с недоверием.

О золоте

Мы как страна, где осуществляется добыча драгоценных металлов, готовы продавать их на рынке Евразийского экономического союза. И, так или иначе, все наше золото проходит через российские банки. Таким образом мы следуем международной практике, согласно которой операции с драгметаллом осуществляются через финансовые учреждения. В итоге золото из КР поставляется уже в Швейцарию.

О денежных переводах

Конечно же, денежные переводы от трудовых мигрантов оказывают огромное влияние на экономику республики. Достаточно сравнить объемы ВВП (около 6,6 миллиарда долларов) и поступлений от граждан, трудящихся за рубежом (около двух миллиардов). Эти деньги направляются в основном на потребление. На переведенные средства в республике строятся дома, покупается скот, улучшается жизнь семей мигрантов, причем без вмешательства государства. То есть каждый человек сам решает, на что потратить деньги.

Тем не менее, чтобы построить дом, нужно купить строительные материалы, которые кто-то должен произвести, довезти до потребителя, реализовать. Таким образом формируется целая цепочка. Кроме того, сфера потребления тесно связана и с торговым оборотом, включая внешний. Можно сказать, что поступающие в Киргизию денежные переводы от трудовых мигрантов оказывают влияние даже на объем экспорта-импорта.

О преемственности

Новому президенту республики нужно будет продолжить начатую интеграцию с партнерами по ЕАЭС. Полагаю, углубление и развитие отношений со странами Евразийского союза будет основным приоритетом внешней политики. На мой взгляд, именно открытие и расширение рынков, в первую очередь, станет драйвером, который поможет двигаться вперед экономике. А без сильной и прогрессивной экономики ничего развиваться не может. Ни соцзащита, ни оборона, ни система образования, ни привлекательный инвестиционный климат.

Кстати

Правительство до конца года выделит 2,6 миллиарда сомов из бюджета на субсидирование местных производителей. "С сегодняшнего дня мы готовы к реализации программы по поддержке экспортеров и импортозамещающих предприятий, - заявил на рабочем совещании вице-премьер-министр Толкунбек Абдыгулов. - Схема их финансирования аналогична программе поддержки сельхозпроизводителей. Коммерческие банки сами отбирают участников, работают с заемщиками, выдают им нужные средства, а уже из бюджета выделяются средства только на субсидирование процентных ставок". Предприятия, по его словам, смогут получить кредит с льготным периодом в шесть месяцев под 10 процентов годовых.