Внучка Льва Толстого Танечка родилась в 1905 году. Ее матерью была старшая дочь писателя Татьяна Львовна (Таню в семье в шутку называли Татьяной Татьяновной).
Скромная школьная тетрадка, на первом листе которой написано: "Дневник Татьяны Сухотиной 11, 12, 13, 14 и 15 лет. Ясная Поляна. 1917-1921". И вот тут невольно вздрагиваешь...
Дневник девочки по времени написания полностью совпадает с началом Февральской революции и окончанием Гражданской войны. Вот ее первая запись от 25 февраля (ст. ст.) 1917 года. В Петербурге уже страшные волнения, вот-вот свершится революция и падет монархия. А что пишет 11-летняя девочка?
"Вчера мы мало гуляли, так как было очень ветрено. Вечером читали с Wellsy (английская гувернантка. - П. Б.) и Мам "Arabian nights" (вероятно, "Книгу 1001 ночи". - П. Б.), а я делала вытиралку для перьев из красной фланели в виде бабочки. Думаю ее кому-нибудь подарить на Пасху".
26 февраля. На следующий день в столице начнется вооруженное восстание и воцарится анархия. А Таня пишет: "Сегодня у нас несутся пять кур: желтая с грудинкой, черная, которая клюет яйца, ручная, черная с маленьким хохолком, которая несет маленькие яйца, черная с маленьким гребешком и неизвестно какая".
Но уже 3 марта спрятаться от того, что происходит в России, нельзя. "Сегодня мы все страшно взволнованы, потому что вся газета полна назначением нового правительства. Кучер только что приехал из Тулы и говорит, что там страсть что делается: все магазины закрыты, солдаты ходят с флагами, и что скоро будет молебен новому царю Михаилу Александровичу... Хорошо если это было бы все к лучшему, но все-таки жалко старого царя. Все старые министры арестованы и назначены новые хорошие".
Ей "жалко старого царя" (хороший был человек, добрый, жену, детей любил!), и она абсолютно уверена, что если уж назначили новых министров, то они непременно будут "хорошие".
И это не детская глупость, а детская мудрость. Именно у Танечки все в порядке с головой, а не у тех, кто неистовствует на улицах Тулы, размахивая флагами. Ребенок живет в правильном, органичном мире. Она волнуется из-за Бабушки, которая этой ночью "было совсем умерла", но, слава Богу, осталась жить. И она не понимает, почему Бабушка волнуется из-за того, что вдруг не хватит еды. Ей невдомек, что Софья Андреевна пятьдесят лет заботилась о том, чтобы всегда полный, хлебосольный яснополянский дом изобиловал продуктами, на любой вкус и каприз: один - вегетарианец, а другому - мяса подавай! Таня не понимает: да ведь не голодаем! Курочки вот исправно несутся! Но Бабушка знает, к чему все это идет.
Вскоре в доме объявится "благодетель" (так его вслед за взрослыми иронически именует Танечка), Петр Сергеенко, когда-то пламенный "толстовец", а теперь - нечто вроде "комиссара" Ясной Поляны. От него будет зависеть: привезут в дом крупу, сахар, хлеб... Он будет груб с домашними, будет покрикивать и на Софью Андреевну.
5 марта Таня со взрослыми читает в газете об отречении Николая II и речь его брата Михаила. Монархии в России больше нет. И Таня отмечает это в дневнике, хотя, может быть, и не понимает до конца значения этого события. Но что на самом деле волнует ее? "Сегодня я почти все время была с курами. У нас сегодня несутся 4: "Душка", "Кухонная", "Маленькие яйца" и еще новая черная". Монархия кончилась, а куры несутся и несутся! И не поймешь, кто глупее - люди или куры?
Когда Ленин уже изложил свои "Апрельские тезисы", когда уже грянул кризис Временного правительства, Танечка занимается рассадой салата в своих горшочках. Это и есть настоящая мудрость! Старые люди говорят: "Помирать собрался, а хлеб сей!"
А еще она с Мама читает Лескова, Тургенева и раннюю повесть Толстого "Семейное счастье". Кажется, это единственное место в ее дневнике, где дедушка хотя и не упоминается, но все же присутствует. Как Танечке хочется быть похожей на героиню его повести! И как она хотела бы иметь такого мужа! А Толстой-то ведь себя в этом герое воображал.
А еще весна-то какая на дворе! "У нас цветут фиалки, кукует кукушка и поет соловей, а я сижу дома с кашлем. Вчера был чудный день, 10-15 градусов в тени. Мама мне подарила очень миленькую белую курицу "Любочку".
Можно, конечно, посмеяться над этими бесконечными "курочками". Но так уж было принято в семье Толстых: приучать детей любить и заботиться о птицах и животных. Так, всю зиму Танечка держала в доме зайчика, а весной выпустила его на волю. Он-то был рад, а уж она-то как горевала!
Но вот и октябрь 17-го. В жизни Танечки - целое событие! Ощенилась собака под крыльцом семью щенками, но оставить пришлось только троих, "таких толстеньких щенят". И здесь же: "У нас теперь во главе правительства исключительно один Керенский, ужасный подлец. Он сочинил, что генерал Корнилов со своими войсками идет против него, между тем этого совсем не было, а было то, что сам Керенский просил Корнилова двинуться со своими войсками в Петроград защитить его от большевиков, которые обещали бунтовать. Корнилов послушался и когда был в дороге, в Петрограде Керенский, которому большевики сказали, что если он пойдет против них, то они его убьют, испугался и выдумал, что Корнилов - бунтовщик, и велел его и всех генералов, которые были вместе с ним, арестовать..."
Это эхо разговоров взрослых, которое доносится до ребенка. Но как чутко она относится к измене, предательству! А ведь именно это и погубило Россию!
Между тем продолжается русско-германская война. В Туле находятся пленные австрийцы. 27 декабря 1917 года их пригласили в Ясную Поляну. "Вчера вечером были австрийцы и играли на инструментах, которые они сами сделали, а мы все танцевали. Было очень весело!"
Но не весело в самой Туле... "В Туле был крестный ход, а большевики его не хотели, и когда он был, они убили от 8 до 15 человек. Как это ужасно, они даже не хотят давать людям молиться! Нынче ожидается демонстрация рабочих против большевиков, а большевики выставили пушки и пулеметы. Не знаю, чем это кончится. Я вчера играла в бумажные куклы, которые мне сделала Мама. На днях я отобрала семян, которые я хочу сеять весной на грядку, которую мне даст Мама. (Мама мне дает 10 аршин грядки)".
Когда две Татьяны, мать и дочь, окажутся в эмиграции, жить они будут поначалу очень бедно. И буквально - своим огородом.
Однако грядки грядками, а жизнь становится все суровее. Из имения Пирогова, принадлежавшего мужу рано умершей дочери Толстого Марии Оболенской, молодой князь Николай Оболенский еле унес ноги, когда в его дом пришли грабить мужики. Они и его не хотели отпускать, но лошадь вынесла. Впопыхах оставил в столе 1000 рублей и отправил за ними кучера (что было, конечно, чистым безумием!). Вот как описывает это событие в письме своей няне, оставленном в дневнике, Танечка Сухотина:
"Когда он (кучер. - П. Б.) подошел к дому и увидел, что кругом стоят мужики, он сказал: "Пропустите меня в дом. Князь оставил в своем ящике 1000 рублей и велел мне их взять". Когда они это услышали, то ворвались в дом и начали все ломать и бить, они даже выломали полы и потолки, так что остались голые стены".
Но то, что произошло дальше, удивляет куда больше. Те же мужики, что громили дом, вдруг устыдились. "Теперь мужики жалеют, что они разгромили, и некоторые привозят вещи назад, а некоторые привозят яблоки, лепешки, яйца и т. д., все в гостинчик. Раз Мама спросила у одного из мужиков: "Как же вы это сделали?" Он отвернулся и сказал: "Пастуха нет". И больше ничего не сказал".
"Пастуха нет". Крепкой руки нет. Ну вот она и появилась - сначала Ленин с Троцким, потом - Сталин. А пироговская усадьба до сих пор не восстановлена. Ломать-то, не строить...
Но что поразительно! Юная Танечка, дворянка, внучка величайшего гуманиста мира, понимала или во всяком случае как-то чувствовала "правду" и большевиков. В возрасте 14 лет она пишет в дневнике: "Настроение у всех как перед грозой. Ждут, что вот-вот что-то разразится. Деникин взял Курск. Я то на стороне Деникина, то большевиков. В обоих сторонах каждую минуту разыгрывается очень много жестокостей, и там, и там. Принцип большевизма я очень одобряю, но проводят они его жестоко".
Но главный рефрен дневника: "хочется жить!", "хочется любить!", "хочется счастья!" И любовь приходит, и не одна. Они, эти "любови", такие наивные, такие детские. Мы не будем это цитировать...
Таня заканчивает свой дневник уже разумной девушкой 7 июня 1921 года в Ясной Поляне. Заканчивает молитвой к Богу. "Помоги мне сделать так, чтобы людям было приятно жить со мной и чтобы я своей маленькой, ничтожной жизнью хоть чуточку принесла бы пользу огромному человечеству - океану, хоть оставила бы еле заметный следочек. Помоги, поддержи меня, Господи, и не бросай меня!"
И Бог не бросил Танечку. Когда ей было 25 лет, они с мамой жили в эмиграции. Жили бедно и трудно. Но Таня играла в любительском театре, и когда театр находился с гастролями в Риме, в русскую очаровательную актрису влюбился 27-летний Леонардо Альбертини, сын газетного магната и одного из самых влиятельных людей Италии. Он сделал предложение, и Таня Сухотина стала Татьяной Альбертини. Своим замужеством она устроила жизнь не только себе, но и своей многострадальной матери. В 1975-1982 годах Татьяна Михайловна Альбертини четыре раза посещала СССР и, конечно, была и в Ясной Поляне, и в московском музее, передав туда более 2000 единиц документов и многие реликвии Толстых.
Она скончалась в 1996 году и была похоронена рядом с матерью на старинном кладбище у Пирамиды Цестия.