Новости

02.11.2017 21:48
Рубрика: Общество

Хождение в народ-2

Социологи нарисовали портрет тех, кто хочет работать бесплатно. Оказывается, есть и такие
На визитных карточках российских адвокатов, психологов и даже продюсеров все чаще появляется значок pro bono - в переводе с латинского "ради общественного блага". Он означает, что обладатель визитки причастен к новой социальной инновации - оказывать профессиональные услуги бесплатно. Бухгалтеры работают на дворовую детскую секцию, психологи консультируют многодетных, опытные фотографы помогают приютам найти животным новых хозяев...
 Несмотря на лидерство западных стран, pro bono - это абсолютно по-русски, утверждают социологи. Фото: РИА Новости  Несмотря на лидерство западных стран, pro bono - это абсолютно по-русски, утверждают социологи. Фото: РИА Новости
Несмотря на лидерство западных стран, pro bono - это абсолютно по-русски, утверждают социологи. Фото: РИА Новости

По данным ФОМ, 38 процентам россиян доводилось оказывать безвозмездные профессиональные услуги. И 23 процента ими пользовались. Социологи опросили полторы тысячи человек, среди которых владельцы крупных, средних и мелких компаний из 100 городов и сел в 46 субъектах России.

Драйверами pro bono стали юристы из США и Великобритании. Их лидерство связано со спецификой англосаксонского права, где отсутствует понятие "социального государства" и помогать неплатежеспособным гражданам приходится частным компаниям. Однако, следуя аналитическому отчету ФОМ, в России чаще бесплатно работают не юристы (они на втором месте), а медики. Третье место занимают специалисты в области образования и тренингов, за ними следуют те, кто оказывает психологические услуги. Потом, кто пишет и редактирует тексты, делает переводы, создает рекламу, работает дизайнером и в сфере информационных технологий, делает различные проекты.

К волонтерам pro bono, безусловно, относится директор проектов ФОМ Лариса Паутова - соавтор социологического исследования о профессиональных волонтерах России, который социологи сделали бесплатно.

Лариса, насколько этот западный тренд о социальной ответственности компаний и предпринимателей популярен в нашей стране?

Лариса Паутова: Это пока социальные и бизнес-инновации. Поэтому говорить о том, что это широкомасштабное явление, сложно. Что называется модно, но не массово. Впрочем, это очень хорошее начало. В последние годы количество компаний, особенно из тех, кто занимается консалтингом, юридическими и аудиторскими услугами, растет. В первую очередь, внимание pro bono уделяют фирмы, которые следят за тем, что происходит в мире, и стремятся развиваться во всех отношениях. Как правило, они начинают с программ интеллектуального волонтерства.

Насколько это русское явление?

Лариса Паутова: Несмотря на лидерство западных стран, pro bono - это абсолютно по-русски. Помните дореволюционные практики "хождения в народ". Что такое земские врачи и учителя, как не люди, которые и бесплатно помогали? А в Советском Союзе опыт профессионального волонтерства использовало, к примеру, общество "Знание", сделав его частью идеологической системы. Профессионалы бесплатно читали лекции, занимаясь просвещением. Я хорошо помню, как моя мама в этой струе читала лекции о культуре речи, а папа - о космосе.

А с чем связана нынешняя мода на pro bono?

Лариса Паутова: С активностью глобальных компаний, для которых важен кодекс социальной ответственности. У каждой крупной фирмы эти нормативы свои. Поэтому лидеры этого движения объединились в Национальный совет по корпоративному волонтерству.

Среди предпринимателей средней руки есть приверженцы что-то делать бесплатно?

Лариса Паутова: Конечно. Мы познакомились, к примеру, с Марией Черных из дизайн-бюро "Верстак". Ребята решили, что им интересно оказывать бесплатные услуги. Это и способ продвижения, и самоутверждения, и самореализации.

Какие мотивы бесплатно работать могут быть в обществе потребления?

Лариса Паутова: Мотивы у всех, конечно, разные. Начнем с самых простых. Студенты совершенствуются в своей специальности. Кто-то четко просчитывает, что это имиджевые проекты. Есть момент карьерный. В резюме сейчас принято упоминать не только про ежедневные занятия спортом, но и свои волонтерские истории. А значит, и участие в pro bono. Это работает на репутацию. Рынок сейчас устроен очень плотно, компаниям и отдельным предпринимателям нужно продвигать себя, а профессиональное волонтерство - конечно, бонус в деловой среде. Это значит, ты можешь себе это позволить, ты передовой.

В резюме сейчас принято упоминать свои волонтерские истории. А значит, и участие в pro bono. Это работает на имидж и репутацию

Есть и такой момент. В отличие от обычного волонтерства, когда юрист или психолог моет полы в доме престарелых или помогает купить памперсы для дома малютки, pro bono помощь требует от профессионала гораздо большей ответственности. Вот тут еще один важный мотив - ощущать себя профессионалом: "Мне доверяют. Меня попросили, выдвинули оказать pro bono услугу". Это желание работать бесплатно приходит тогда, когда начинаешь понимать, что всех денег не заработаешь, хочется что-то делать для окружения.

Как социальные ноу-хау, подобные pro bono, характеризуют общество?

Лариса Паутова: Они говорят о том, что гражданский климат, чтобы там ни говорили, улучшается. Хотя проблем в этой области много. Люди наши не доверяют таким "бессребреникам". Законодательно не прописаны нормы pro bono. Новое явление требует внимания и помощи юристов.

Лариса, а в чем был ваш интерес работать бесплатно?

Лариса Паутова: Мне было почетно. Это ведь так здорово, когда в тебе нуждаются.