В этом году впервые приедут музыканты из других стран. Также - премьера: произведение модного композитора Кузьмы Бодрова для баяна и камерного оркестра. Борис Березовский рассказал "РГ" о том, чем его научил фольклор и почему надо спасать эту музыку от вымирания.
Вы - известный во всем мире пианист-виртуоз, чем вас привлек фольклор, который, мягко говоря, отличается от классики?
Борис Березовский: Это действительно совсем другая музыка, у нее даже краски другие - яркие! В классике все черно-серое, строгое, церковное. Яркость меня и привлекает.
А вот джаз вы не очень любите, судя по некоторым интервью…
Борис Березовский: Не совсем: я очень благодарен, что есть разные направления музыки, и не могу представить, что нет джаза в этом мире. Но я никогда не плакал, слушая джаз. Он и не должен вызывать такие эмоции, мне кажется, там такое ощущение фанки-свинг, уютно-красиво… Даже шедевры вроде Summertime (напевает колыбельную Клары из оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс"). Правда, в этом году у нас на фестивале будет очень хорошая группа, которая играет именно что джаз с фольклорными элементами. А вот фольклор почему-то вызывает у меня слезы! Возможно, живет во мне какая-то ностальгия по старинным временам, по той утерянной чистоте. Это личное! Да, многие городские жители мечтают о природе, о сельской жизни, но мы не можем туда вырваться, да и что нам там делать? Я вот совсем не приспособлен к той жизни… Короче говоря, тоска по чистоте и первозданности, когда музыкой занимались не ради денег, она-то и подвигла меня сделать фестиваль. Мне лично он доставляет огромное удовольствие!
А в профессиональном отношении?
Борис Березовский: Как профессионалу мне фольклор очень полезен, поскольку классика стоит на фольклоре. Фольклор нужно вводить в музыкальное образование. Я сам стал лучше играть ту же "Петрушку" Стравинского - свободнее. Деревенские музыканты научили меня раскрепощаться. Еще у них я научился искусству accelerando, ускорения - очень популярный прием в музыке, возможно, это связано с сексом (смеется). Вот классический музыкант и играет и думает: так, сейчас мне нужно "ачелерандо", играю быстрее. А у народников это происходит восхитительно незаметно, ты даже не понимаешь, когда и как! Особенно в румынском и болгарском - там просто взрыв эмоций.
Мне, помимо прочего, очень нравится общение с фольклорными музыкантами. Вот мы, классики, после концерта обсуждаем, кто куда перешел, у кого с кем контракт, а фольклористы в ресторане расчехливают инструменты и играют. Самое интересное происходит после концерта! Но и на концертах тоже особая атмосфера: у нас на фестивале дети бегают по залу, им весело. Все естественно!
Что скажете о так называемом кроссовере - грубо говоря, современных обработках этно-музыки, для электрических инструментов, с компьютерами и так далее?
Борис Березовский: Я скажу, что первозданный фольклор не вернуть, так что пусть эти прекрасные мелодии существуют в культуре хотя бы где-то. Если говорить про техническую сторону, то я за то, чтобы в обработках сохранять ритм оригинала, который часто свободный, "кривой". Особенно у румын сбивы ритмические постоянно. Я бы хотел идти за ритмом, не впихивать все в квадраты. Почему Римский-Корсаков писал в размере 9/4? Потому что вся венская классика - это 3/4 или 4/4. А в фольклоре - свободный счет, потому что они вообще не воспринимали музыку тактами: фраза - как голос идет, и вообще там многое, видимо, от голоса, как от первого инструмента. Но и у венской "квадратности" есть своя прелесть, безусловно.
С музыки какого народа началось ваше увлечение фольклором?
Борис Березовский: Сейчас и не вспомнить, но, наверное, с грузинских песнопений. Они давно в меня запали, как семя, потом это проросло. Грузины же поразительные: вечером сидят за столом и поют - до сих пор! А у нас это пропало.
Хотя я живу в городе Москве, откуда мне знать… Вот в Воронежской области традиция вроде жива, да и казаки очень певучие, но точно много где прекратилось уже. Я, кстати, не говорю, что это плохо или хорошо - вернуть традицию деревенского музицирования уже нереально, как бы мне ни хотелось, но создать очень красивый музей - можно.
Музей-фонотеку?
Борис Березовский: Нет, не только: чтоб можно было, допустим, современному композитору заказать произведение, джазовое или классическое, любое, но с фольклорной основой. Чтоб не потерять все это наше наследие. В России много отличных коллективов, которые выступают, собирают залы, и моя задача - вывести их на академическую сцену, которая им очень многим обязана. Вот Римский-Корсаков, который весь на фольклоре - он исполняется в Мариинке, а почему бы настоящему народному ансамблю там не выступить?..
Скажут: "непрофессионалы"?
Борис Березовский: У народников другое мастерство. И, кстати, очень высокое. Это не самодеятельность! С одной стороны, да, они не знают нот и не учат сольфеджио годами, как мы, классические, но это не значит, что мы лучше подготовлены. Вот, например, я спрашиваю румынских коллег, скрипачей академических: ты играешь фольклор своего народа? Нет, говорит, я не умею, не могу понять, как ритм меняется, где вступать, где выходить, где подхватывать.
Это говорит академический музыкант. А фольклористы не думают, на какой доле вступать и так далее - у них все естественно.
Потом, народная музыка - она же изначально как бы лишена автора. Вот мы составляем анкеты для минкульта (который, кстати, нас поддерживает, за что спасибо ему огромное), везде в произведениях "Автор: аноним". В чем прелесть этой музыки - она не для славы и денег создавалась, не для того вообще. Это просто часть жизни народа, кайф жизни.
Но народ уже давно слушает другое.
Борис Березовский: Конечно, времена меняются, ничего с этим не поделаешь. Фольклору не перебить ни рэп, ни другие популярные направления. Но надо, чтоб хоть где-то в культуре это присутствовало…
В европейском джазе - присутствует. Французы с арабами, например, интересные проекты делают.
Борис Березовский: Это прекрасно. Мне хочется сделать фестиваль международным. В этом году будут шведы, но я еще хочу индусов - они боги барабанов, таких ритмов нет нигде.
Кстати
"Музыка Земли", заключительный гала-концерт, 4 ноября, КЗ им. П.И. Чайковского. Получить бесплатный пригласительный билет можно, подав заявку на сайте фестиваля.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"