Пермяки собрали деньги на квартирный подъемник воину-афганцу

Житель поселка Юго-Камский Сергей Федотов теперь выходит из квартиры без посторонней помощи. У ветерана боевых действий, инвалида-колясочника, появился персональный лифт, доставляющий его с балкона прямо на тротуар.

Такой подарок сделали ему друзья-афганцы, члены общественных организаций "Боевое братство", "Российский союз ветеранов Афганистана" и "Союз воинов-инвалидов Прикамья".

Установить подъемник дело непростое. Требуется не только немало денег (механизм и его монтаж в среднем стоят от 200 тысяч рублей и выше), но и разработка проектной документации, разрешение бюро технической инвентаризации на перепланировку жилья, согласие соседей, сама перепланировка (она обошлась почти в 80 тысяч рублей).

Деньги собирали боевым братством, небольшую сумму выделило частное предприятие из Чернушки. Пошла на уступки и фирма-изготовитель, учитывая статус и заслуги ветерана: сделали существенную скидку на изготовление и монтаж подъемника.

- Спасибо всем, кто помогал. Теперь я могу быстро и легко выезжать из дома, не утруждая маму, - говорит Сергей. - Она уже старенькая, ей своих болячек хватает.

Избавить маму от ежедневной нелегкой процедуры было главной мечтой Сергея в последние годы. Казалось бы, в подъезде всего шесть ступеней. Но это для здорового человека "всего". А если преодолевать эту преграду приходится на инвалидной коляске? А если в помощниках только 80-летняя женщина?

Хотя к трудностям мама и сын давно привыкли. Ранение, переломавшее ему не только ноги, но и судьбу, Сергей Федотов получил более 30 лет назад. В далеком 1983 году 18-летний парень, как и тысячи его сверстников, был призван в армию. В военкомате сказали, чтобы готовился к отправке за границу: будет служить то ли в Германии, то ли в Чехословакии. На деле же попал в Афганистан. В 101-й гвардейский мотострелковый полк, расквартированный в местечке Герат.

Он всегда мечтал быть шофером. А тут в управление дали не просто машину - целый бронетранспортер. В одной из боевых операций - он сопровождал колонну новых машин, пришедших из Союза, - Сергей получил тяжелое ранение и лишился возможности ходить. Случилось это после пяти месяцев службы. Было ему тогда 19 лет.

Началось мучительное осознание происходящего. Изматывающие госпитали, операции, реабилитация, санатории. Три месяца ждал коляску, на которой мог бы хоть как-то передвигаться. Потом появилась машина с ручным управлением - ветеранам-инвалидам в стране помогали.

Постепенно жизнь входила в определенное русло. Сергей не ушел в себя, как это нередко бывает с оказавшимися в подобной ситуации: охотно общается с друзьями, оставшимися еще с Афгана, одноклассниками, родственниками. Пристрастился к чтению, рыбалке, охоте. Почувствовал, что природа помогает избавиться от тягостных дум, обрести душевное равновесие.

Но с годами сил больше не становится. Несколько лет назад Сергей продал ружье - начал сильно уставать на охоте. Да и собака, приносившая подстреленную дичь, умерла. Другую решил не заводить - хлопотно. Из увлечений осталась только рыбалка. На нее он ездит один или с друзьями. Благо есть лодка и машина.

Вторую машину, когда первая вышла в тираж, ему не дали. Пришлось, несмотря на все льготы ветерана, покупать за свой счет. Деньги занимал у друзей, родственников, знакомых.

Долго обивал пороги с просьбами установить пандус. Средств на это ни у районной, ни у поселковой администрации не нашлось. Хотя по новым правилам пандус у подъезда не впишется - места нет, к тому же пришлось бы пожертвовать цветочной клумбой. Про подъемник и не заикался - он стоит еще дороже.

- Если бы не помощь, самому никогда бы не осилить такую сумму, - говорит Сергей. - Зато теперь очень удобно. Раз-два - и я уже на улице, еще пара метров - и возле машины. Осталось над подъемником устроить козырек-навес от снега и дождя. И все. Остальным я доволен.