02.11.2017 15:09
    Поделиться

    Как найти инвесторов для восстановления сибирских здравниц

    Продолжительность жизни в нашей стране c 2000-го по 2016 год увеличилась с 65 лет до 71 года. Такой существенный рывок удалось сделать, несмотря на то, что расходы на медицинские услуги на одного человека в России существенно ниже, чем в развитых странах, и доля здравоохранения в ВВП не столь высока - всего 6,5 процента. В США, например, она составляет 17,2 процента, в Норвегии - 9,6 процента.

    Когда человек начинает жить дольше, он все чаще задумывается о повышении качества жизни, сохранении своего здоровья. Поэтому с ростом долголетия в нашей стране повышается и спрос на оздоровительный туризм. Сегодня по доходам от термальных и минеральных источников Россия занимает четвертое место в мире, по доходам от СПА - восьмое, а в целом по доходности оздоровительного туризма - 19 место.

    Сейчас в стране действует 1 875 санаторно-курортных организаций, и большая часть них - 67 процентов - частные. Что касается государственных санаториев, то почти 46 процентов их площадей на данный момент не используется. По оценкам экспертов, для восстановления и модернизации существующих санаторно-курортных комплексов требуется порядка 37 миллиардов рублей. Такие крупные затраты бюджету не потянуть без частного бизнеса. Но инвестиционная привлекательность отрасли сегодня невысока. Виной тому - износ материально-технической базы и обветшавшая инфраструктура курортов. Некоторые санаторно-курортные организации находятся на территориях, вообще не имеющих лечебных ресурсов. Среди причин низкой инвестиционной привлекательности - недостаточная экономическая доступность оздоровительных услуг для значительной части граждан, слабая информированность жителей других стран о возможностях российских здравниц, неустойчивый спрос, низкая рентабельность и высокая капиталоемкость отрасли.

    Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно, прежде всего, модернизировать систему управления бизнесом, создать современную "упаковку" санаторно-курортных услуг, задействовать все каналы коммуникации с потенциальными потребителями. Можно воспользоваться и государственной поддержкой - участвовать в федеральных, региональных целевых программах, проектах государственно-частного партнерства. Как это делают, например, в Алтайском крае, где новый курорт "Белокуриха-2" строят с привлечением средств программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ".

    Наша ассоциация попыталась обобщить лучшие практики и показать, как можно и нужно сегодня развивать санаторно-курортный бизнес в России. Совместно с агентством "РА Эксперт" мы составили рейтинг 100 российских здравниц.

    В сотне оказались и восемь санаториев Алтайского края, чья совокупная выручка по итогам 2016 года достигла 3,9 миллиарда рублей - 71 процент от выручки всего санаторно-курортного комплекса региона. Загрузка в этих санаториях - 75,7 процента, а рентабельность доходит до десяти процентов, хотя в среднем по отрасли в стране она не достигает и пяти.

    Поделиться