02.11.2017 10:28
    Поделиться

    В Петербурге новый лифт лишил пенсионерку дома

    В редакцию "Российской газеты" обратилась за помощью Алла Сереброва - 82-летняя пенсионерка, инвалид-опорник, выселенная из собственного жилья. Женщина несколько лет добивалась капитального ремонта в коммуналке на Пионерской улице, 37, где у нее три комнаты на пятом этаже. Добилась того, что ее выселили в социальный дом, откуда она пока даже не может вернуться в свою квартиру: инвалидная коляска не помещается в новый лифт.

    В этой истории сложилось все: равнодушие чиновников, безалаберность строителей и несгибаемый характер пенсионерки, которой "отказывают ноги, но не голова".

    Пока не отвалился эркер

    Ремонта в доме Алла Агеевна добивалась с 2011 года. К этому времени она уже не могла нормально ходить из-за осложнений после операции по удалению раковой опухоли. Однако на протяжении пяти с лишним лет писала практически во все инстанции - от местного жилкомсервиса и районной администрации до городской прокуратуры, губернатора, спикера петербургского парламента и дважды дозвонилась до Москвы во время "прямой линии" президента РФ. Ответы на многочисленные обращения имеются в распоряжении "РГ".

    Началось все с разваливающегося эркера в одной из комнат - он как раз доходит до пятого этажа, а на шестом превращается в балкон. Вот только во время последнего ремонта рабочие сделали неверный уклон верхнего перекрытия, и дожди стали стекать не наружу, а к несущей стене. Любому здравомыслящему человеку понятно, чем это чревато, - рано или поздно эркер просто отвалится. Однако на протяжении нескольких лет чиновники отказывались замечать аварийную ситуацию, а дом теперь находится в критическом состоянии. Вплоть до необходимости сносить стены и менять межэтажные перекрытия от подвала до чердака.

    Жилищники вели себя как обычно - отписки в духе "ремонт в рамках городской программы запланирован на 2012-й год". А потом на 2014-й, 2015-й, 2017-й и так далее. Но оказалось, не на ту напали.

    Характер такой, чтоб фронтом командовать...

    Алла Сереброва родилась на Украине. Во время Великой Отечественной войны три года провела в немецкой оккупации. Отец - из первых коммунистов - был в расстрельных списках как член ВКП(б), но оказался прекрасным электриком, поэтому его устроили работать на сахарный завод.

    - После войны у него открылся туберкулез. В 46-м отвез меня к сестре, и больше я его не видела. Отучилась семь классов, работала на днепропетровском заводе электромотчицей, поступила в индустриальный техникум, - рассказывает Алла Агеевна. - Потом поняла - надоело. Надоело круглый год ходить в одной и той же телогрейке и каких-то обносках. Поеду на Север, чтобы на ноги встать. Месяц ехала поездом, оказалась в Оймяконском районе. 13 лет отработала на приисках. Вступила в партию, депутатом стала, добилась расширения детского сада. Вызвали к директору - там КГБ, начальство. Партийное задание, принимай, мол, золотоприемную кассу. И за все эти годы из нее ничего не пропало.

    Купила в Ленобласти дом для мамы, а потом подарила его заводу под лыжную базу, выучилась на водителя грузовика и отправилась в Ханты-Мансийский автономный округ, где стала мастером автоколонны, возившей в любую погоду без выходных кислород для сварки труб газопроводов. Больше сотни шоферов было у нее в подчинении - мужчины удивлялись, как она с ними справляется.

    Заметку о члене парткома "Приобьтрубопроводстроя" Серебровой напечатали в "Ленинской правде". Каково ей теперь общаться с нынешними чиновниками и выпрашивать ремонт ветшающей квартиры?

    ... А выбивается из сил

    Фактический ремонт стартовал только в конце 2014 года, когда рабочие вытащили старую перекошенную ванну, чтобы выровнять пол. Решение нашли быстро - перекос (который, к слову, поначалу упорно не замечали в ЖКС N 2) устранили, попросту залив его бетоном. А по-крытые плесенью стены закрыли гипсокартоном.

    Новый всплеск активности жилищников случился весной 2017 года после звонка Аллы Агеевны в Кремль. С главой государства поговорить не удалось, зато все ее жалобы записал дежурный секретарь. Возможно, этот адрес даже попал в "зеленую папку", которую получил губернатор Петербурга от президента. Так или иначе, коммунальщики засуетились.

    - Вдруг приходит предписание суда: предстоит третье заседание (когда прошли первые два, мы не знали), и если вы не явитесь, будем выселять в принудительном порядке в связи с предстоящим ремонтом, - рассказывает зять Серебровой Константин Полянский. - Однако выяснилось, что никто даже не предлагал ей переселиться в маневренный фонд, хотя она была не против. Заседание отменили, а на следующий день пришли с листиком - согласием на переезд. Мы собрали чемоданы, поехали смотреть жилье, - и у меня волосы встали дыбом. Пенсионерке предложили комнату в коммуналке без горячей воды и с неработающими туалетами. После очередного скандала нашли другой вариант - социальный дом с персоналом и питанием за пять тысяч рублей в месяц.

    Сереброва переехала 1 июля, через неделю ее комнаты опечатали. Ремонт обещали закончить к концу сентября. На самом деле его начали только 10 октября. И сейчас деревянные и гипсокартонные перегородки громоздятся на полу, ванна брошена посередине комнаты, свет постоянно отключают. Соседи разъехались кто куда - один к жене, другой в маневренный фонд, Алла Агеевна делит с новыми соседями комнату на три койки в социальном доме.

    Лифт не для всех

    К самому ремонту у жильцов тоже хватает претензий. Во-первых, техническое задание не соответствует проекту.

    - У меня есть на руках проект по капремонту дома и договор для получения региональным оператором капремонта субсидии в 5,2 миллиона рублей. Там прописано, что, когда и за сколько должно быть отремонтировано и заменено, - замечает Полянский. - Однако в договоре с подрядчиком не предусмотрены работы по восстановлению эркера, хотя в проекте они есть. Кроме того, проект предполагает замену всех межэтажных перекрытий. По факту же менять их будут только между пятым и четвертым этажами. На шестом живут съемщики, которые отказываются выселяться, ниже тоже никаких работ пока не предусмотрено.

    "В ходе проверки ваши доводы о частичном несоответствии проектной и рабочей документации сметным расчетам и фактическому расположению дверных проемов и перегородок в квартирах 5 и 7 нашли свое подтверждение. Установлено, что замена цементно-песчаной стяжки эркера... не предусмотрена, изменения в документацию

    НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" не внесены", - гласит ответ прокуратуры Петроградского района. Дело, по традиции, ограничилось представлением об устранении нарушений.

    Но самая вопиющая история, конечно, с лифтом. Старожилы любят рассказывать о том, что когда-то здесь была огромная кабина красного дерева с зеркалами, куда спокойно помещались четыре человека плюс коляска - размеры шахты это вполне позволяют. А теперь поставили немецкий подъемник, явно не рассчитанный на инвалидов. Когда корреспондент "РГ" приехал по-смотреть на ремонт квартиры, он был отключен. Зато чересчур узкая дверь при широком проеме прямо бросалась в глаза.

    - Даже монтажники, приехавшие менять оборудование, удивились: шахта большая, а кабина такая нестандартная и крохотная. Скажу больше - они на существующие направляющие наваривали новые для маленького лифта, - возмущается зять пенсионерки. - Ребятам дали команду поменять - и все. Они не стали запрашивать ни планов, ни чертежей.

    В прокуратуре на запрос ответили: "В силу конструктивных особенностей существующей шахты лифта, а также размеров лифта, выполнение требований СП 59.113330.2012 невозможно, достаточных оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется". А между тем, есть ГОСТ Р51631-2008, согласно которому ширина кабины для перевозки инвалида-колясочника должна быть не менее метра, а ширина проема - не менее 80 сантиметров. А ведь еще есть правила, регламентирующие порядок эксплуатации зданий и сооружений, в которых говорится о недопустимости изменения проектных решений, ухудшающих доступность помещений для маломобильных групп населения.

    Убедившись, что многолетняя переписка с районной администрацией, жилищниками, городскими властями и прокурорами так и не дала результатов, "РГ" обратилась за помошью в ОНФ - сейчас эксперты изучают многочисленные ответы чиновников на обращения Аллы Агеевны.

    Кстати

    С июня 2017 года в Санкт-Петербурге работает региональная комиссия по приспособлению жилья для инвалидов, в каждом районе города действуют ее отделения. Семье инвалида-колясочника необходимо обратиться с заявлением в такую комиссию, после чего квартира будет обследована и сделан вывод: если приспособление квартиры невозможно, инвалиду будет предоставлено другое жилье - с широкими дверными проемами и лифтами, пандусами, совмещенным санузлом. Правда, надо понимать, что, скорее всего, это жилье будет находиться в новостройках.

    Когда верстался номер

    В Жилищном комитете Санкт-Петербурга корреспонденту "РГ" разъяснили, что в доме Серебровой "происходит типичная ситуация для всех домов, где запланирован ремонт аварийных строительных конструкций или замена межэтажных перекрытий".

    - Жители отказываются выезжать на время ремонта в маневренный фонд и не дают доступ для проведения работ, - сообщили в ведомстве. - Именно поэтому подрядная организация смогла приступить к ремонту только около недели назад. Что касается лифтового оборудования, то ширина нового лифта соответствует ширине лифтовой шахты, для установки более широкого лифта возможности в этом доме нет.

    Поделиться