Дело в том, что весной 2016 года принят региональный закон об отмене прямых выборов мэров всех муниципалитетов Свердловской области, кроме Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Теперь глав городских округов, поселений и районов назначают депутаты местных дум по предложению конкурсной комиссии, которая состоит, как правило, поровну из представителей администрации губернатора и муниципальных чиновников.
Отбор проходит в два этапа. На первом комиссия оценивает кандидатов по представленным документам, на втором - по результатам собеседования. Критерии каждое МО определяет самостоятельно: кто-то выставляет баллы, кто-то просто пишет "прошел - не прошел". В итоге думцы должны сделать выбор не менее чем из двух претендентов.
- В Дегтярске в первом конкурсе участвовали восемь кандидатов, и у всех по очереди появились претензии. Сначала один подал в суд (не устроил состав комиссии), потом второй (не согласился с решением комиссии), - поясняет Ольга Хисамова, председатель думы. - Разбирательства, апелляции - это тянется месяцами.
Сейчас все процедуры вновь приостановлены (хотя дума уже объявила второй конкурс, чтобы начать работу с чистого листа): оспаривается решение комиссии признать первый конкурс несостоявшимся. Сложность в том, что мнения ее членов разделились: четверо готовы представить список кандидатов в думу, четверо считают, что вообще никто из претендентов не готов исполнять обязанности мэра. Вот суд и разбирается, кто прав.
- Новый закон - чисто коррупционный, - уверен Николай Перков, экс-глава Дегтярской думы и действующий член конкурсной комиссии. - Неужели, если человек, к которому нам настоятельно советовали "присмотреться", не набирает нужного количества баллов, проще признать всех кандидатов несоответствующими? Не нужно брать на себя полномочия думы - она сама решит, кто достоин занимать пост главы города, а кто нет. Если не хотите двух кандидатов отправлять на думское голосование, давайте отправим четырех или пятерых. Но в Дегтярске чужого никогда не выберут, а из шести оставшихся претендентов местных только три.
Чем чревата сложившаяся ситуация, судить сложно. Как считает Виталий Вольф, управляющий Западным управленческим округом и председатель конкурсной комиссии, в Дегтярске все нормально.
- Есть легитимно выбранная дума, есть легитимный глава, который принимает решения, распоряжается ресурсами, - говорит он. - Ничего парализующего жизнь города в социальном, коммунальном, экономическом плане не происходит.
- Не стыдно людям в глаза смотреть за то, что сделал, за то, что еще предстоит сделать, - признается и Игорь Бусахин, действующий мэр Дегтярска (кстати, он тоже не видит достойных кандидатов на свой пост, поэтому и подал документы на повторный конкурс). - Мы разработали проекты как минимум на три-четыре года вперед: реконструкции стадиона, въезда со стороны Ревды, школы, перевода последней угольной котельной на газ.
С другой стороны, местные жители периодически высказывают недовольство властью. Например, на пикетах против загрязнения территории. Эта тема стала краеугольной в Дегтярске: пару лет назад в городе появился мини-заводик, который, судя по жалобам горожан, практически каждую ночь в процессе плавки отходов, содержащих свинец, выбрасывал облако ядовитого газа. Люди, глотнувшие такого воздуха, начинали задыхаться. Полгода назад проверка министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области подтвердила факт загрязнения. Как говорится в сообщении ведомства, "химический анализ проб показал, что в выбросах в 72 раза превышена предельная концентрация оксида углерода - загрязняющего вещества четвертого класса опасности". Завод опечатывали, но и сейчас дегтярцы чувствуют скверный запах.
Позиция мэра Игоря Бусахина такова:
- Часть сотрудников предприятия временно не работает, остальных привлекли к техническому перевооружению. Появятся разрешительные документы - предприятие возобновит плавку, думаю, ничего страшного там не происходит.
- Прокуратура нашла грубейшие нарушения, - парирует Ольга Хисамова. - Мы обращались и в Госдуму, и в администрацию президента, и к заместителю председателя правительства РФ, но дегтярская дума - ненадлежащий заявитель, это прерогатива главы, иначе вопрос давно бы решили. Знаете, жители со своими проблемами меньше стали обращаться к мэру, а чаще в думу, хотя мы - законодательный орган. Тем не менее дума решает много вопросов, которые относятся к полномочиям исполнительной власти. Например, транспортный: в городе отсутствовал автобусный маршрут. Сейчас организован - депутаты выделили деньги на возмещение выпадающих доходов перевозчика.
По мнению председателя думы, коллизии с выбором мэра, безусловно, отражаются и на жителях. Так, на протяжении года не получалось разобраться с двойными квитанциями и неправомерными коммунальными платежами. Возникли серьезные проблемы с пуском тепла: в детских садах в сентябре температура опускалась до 11 градусов. Власти сократили в учреждениях рабочий день.
Сдается, судиться или признавать кандидатов недостойными можно годами, а проблемы территорий при этом будут только накапливаться. Раз конкурсные процедуры сопровождаются такими сложностями, по всей видимости, они требуют законодательного урегулирования.
- На мой взгляд, есть нюансы, которые законодатель не учел,- считает Виталий Вольф. - Например, каждая территория выдвигает свои требования к конкурсу, и они не универсальны. У нас все муниципальные образования следуют закону о местном самоуправлении - там нет места вольному толкованию. Сейчас выбирают выбранные - казалось, нашли почти идеальную модель, но на практике и она оказалась с изъяном.
- Возможно, необходимо менять конкурсное положение, которое принимала местная дума на основании закона, - говорит Ольга Хисамова. - Но сегодня нам нельзя это сделать, поскольку конкурс не завершен, все поправки мы можем вносить только после выборов главы. Эту кампанию все равно необходимо завершать.
Однако есть и более радикальное мнение. На днях Уставный суд Свердловской области принял решение не в пользу Николая Перкова, который пытался вернуть Дегтярску прямые всеобщие выборы. Суд постановил: принятый Заксобранием закон соответствует региональному Уставу. К слову, никто из наших экспертов не сомневается, что в городе уже давно был бы новый глава, если бы действовала старая система. К сожалению, и этот путь не защищает от ошибок.
- Жители ждали всенародных выборов. Такое неосторожное вмешательство в избирательное право отталкивает людей, - поясняет свою позицию Николай Перков. - Мы будем обращаться в Конституционный суд. Закон предполагает четыре способа выборов главы, а нам почему-то оставили только один. Кроме того, мэр, вступая в должность, может выбрать правое крыло (стать председателем думы) или левое (исполнять обязанности главы администрации). В предложенной нам системе главу сразу ограничили - только сити-менеджер.
- Вы хотите, чтобы Дегтярск сам определял, каким образом проводить выборы? Это реально для отдельно взятого города? - уточняем у бывшего председателя думы.
- Конечно. Екатеринбургу же оставили прямые выборы.
Кстати
Дегтярск не одинок в своей беде. Летом во всех федеральных сводках отметился Богданович, в котором пытались ужиться сразу два мэра: один - выбранный по старой системе, второй - по новой. В итоге суд установил, что вторые выборы прошли с нарушениями. Теперь город готовится уже к третьему конкурсу.
- Собственно, в Западном управленческом округе (в него входит 20 муниципальных образований. - Прим. ред.) таких процедур было полтора десятка, и половина из них закончилось в судах. Всегда найдутся те, кто недоволен, - комментирует Виталий Вольф. - Так, в Первоуральске только 26 октября выбрали главу, в рабочем поселке Атиг два конкурса признали несостоявшимися.