- Уральский федеральный университет имеет очень серьезный потенциал, - заявила зампредседателя правительства России Ольга Голодец, возглавляющая совет проекта "5-100". - Но мы видим устойчивую динамику практически у всех университетов. Они продолжают участие в программе, все будут профинансированы.
К слову о деньгах, Ольга Голодец сообщила, что университеты из программы "5-100" ежегодно будут получать в общей сложности около 10 миллиардов рублей из федерального бюджета на дальнейшее развитие. Конкретная сумма, которую получит каждый вуз, будет зависеть от того, к какой из трех групп он относится. Деньги пойдут на развитие: расширение международных обменов, приглашение иностранных преподавателей, повышение индекса цитирования ученых.
Не секрет, что технические вузы в России очень сильны. Растущее количество публикаций в международных журналах это подтверждает. Уральский федеральный университет входит в число лидеров по количеству высокорейтинговых статей по химии, материаловедению и инженерному делу. Зампредседателя Международного совета проекта "5-100" Андрей Волков, проанализировав промежуточные результаты работы участников, выразил надежду, что проект будет продлен и после 2020-го, поскольку за четыре прошедших года он доказал свою эффективность.
Однако всех проблем российской высшей школы одним, даже очень хорошим начинанием, не решить. По словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, сегодня вузы сталкиваются с несколькими серьезными вызовами: растущей популярностью онлайн-образования, усилением борьбы за квалифицированные кадры, отставанием в развитии региональных вузов от столичных. Кузьминов и солидарные с ним ректоры предлагают несколько мер, которые могли бы помочь университетам справиться с этими проблемами.
Так, компенсировать недостаток управленческого опыта в нестоличных вузах можно было бы, подготовив программу стажировок для управленцев из регионов в ведущих университетах Москвы и Санкт-Петербурга. А обеспечить одинаковый уровень образования в центре и на периферии предлагается с помощью сетевого взаимодействия учебных заведений между собой. Кроме того, пойдут на пользу научные стажировки преподавателей со всей страны в ведущих вузах.
Стареющий профессорско-преподавательский состав - общая головная боль ректоров. Кадровую проблему Кузьминов предлагает решить, организовав ярмарки молодых ученых и их проектов, во время которых представители вузов могли бы присмотреть новых сотрудников и пригласить их на работу. А повышением образовательного уровня абитуриентов должны, по задумке группы ректоров, заняться школы при университетах.
- У нас есть возможность с минимальными вложениями обеспечить предпрофессиональное образование будущих студентов. Успешные практики уже существуют, и их несложно масштабировать, - говорит Кузьминов.
Действительно, специализированные научные центры (СУНЦ) при университетах обеспечивают выпускникам очень высокий уровень базового образования. Это подтверждают ежегодные рейтинги лучших школ России. Кроме того, они служат хорошими социальными лифтами для детей из глубинки, поскольку принимают одаренных учеников по конкурсу вне зависимости от их места жительства. Однако сегодня вузовские лицеи сталкиваются с серьезными трудностями, связанными в первую очередь с недостатком финансирования.
- Мы получаем из государственного бюджета лишь деньги на обучение детей, а их содержание в интернате не субсидируется. Но на питание и обслуживание общежитий требуются немалые средства, большую часть которых нам приходится брать с родителей. Из-за повышения родительской платы несколько поступивших в СУНЦ УрФУ детей отказались продолжать обучение. У нас есть партнеры, которые могли бы помогать лицею деньгами, но им этим заниматься совсем невыгодно: никаких налоговых льгот для благотворителей сегодня не существует, - говорит заместитель проректора УрФУ по учебной работе Елена Авраменко.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что школы при университетах должны развиваться, а их количество - расти. Он выразил надежду, что в будущем траты на содержание детей частично будет покрывать государство. Кроме того, он считает, что вузы могли бы сэкономить за счет развития онлайн-образования.
- Если заместить курсы, читающиеся не на основе собственных разработок, онлайн-занятиями с преподавателями из ведущих вузов, можно было бы сэкономить на фонде оплаты труда и потратить эти деньги на развитие материальной базы университетов, - предлагает он.
С ним солидарен ректор МИФИ Михаил Стриханов. Он считает, что реализация предложенных мер позволит развить и продвинуть всю систему российского высшего образования, а не только немногочисленную группу университетов-лидеров.
Справка "РГ"
Проект "5-100" был запущен в 2013 году в соответствии с указом президента РФ. К моменту окончания программы - 2020 год - пять университетов-участников должны войти в топ-100 вузов мира. Кроме того, предстоит увеличить в них долю иностранных студентов до 15 процентов, а приглашенных из-за рубежа преподавателей - до десяти.