В Ленобласти разработали схему передачи недостроев новому инвестору

Власти Ленинградской области предложили внести изменения в 214-й Федеральный закон о долевом строительстве. Суть нововведений в том, чтобы передавать инвестору недострои в упрощенном порядке и достраивать здания под контролем местных властей.

На совещании по актуальным проблемам строительного комплекса заместитель председателя правительства Ленинградской области Михаил Москвин сообщил, что значительные изменения предлагается внести в статью №6, где прописаны сроки, в которые застройщик должен передать объекты дольщикам.

Так, предлагается ввести норму, что если просрочка достигает года, то застройщик должен в течение пяти дней обратиться к дольщикам, предложить им создать ЖСК и передать кооперативу право на земельный участок и сам объект незавершенного строительства. Если застройщик этого не делает, то по заявлению уполномоченного органа власти субъекта компания подлежит принудительной ликвидации.

- Мы в этой же инициативе вводим принцип поэтапного финансирования стройки со счета, на котором хранятся деньги дольщиков. Это позволит передать дольщикам не только недострой, но и все оставшиеся на счетах средства, - отметил Михаил Москвин.

Идея в том, чтобы средства дольщиков передавались застройщику не сразу, а поэтапно - на фундамент, возведение стен, подведение коммуникаций и так далее. Такая система позволит предотвратить ситуацию, когда недобросовестный застройщик пропадает с деньгами дольщиков.

За последние пять лет усилиями властей Ленинградской области были достроены 15 проблемных домов. В свои квартиры смогли въехать свыше двух с половиной тысяч дольщиков. Но в регионе полагают, что необходимо создать механизмы, которые бы предотвращали появление недостроев. Вопрос не праздный, ведь сейчас только в Ленинградской области заключено порядка 85 тысяч договоров долевого участия, а сумма обязательств застройщиков превышает 200 миллиардов рублей.

В принципе, 214-й ФЗ предусматривает целый комплекс мер по защите прав участников долевого строительства. Но на совещании в правительстве Ленинградской области эксперты пришли к выводу, что ряд положений работает неэффективно.

В частности, законодательством предусмотрено обязательное страхование ответственности застройщика. Компании платят как минимум 1 процент от сделки. Однако властям Ленинградской области неизвестно ни одного случая, когда по проблемным объектам выплачивалась бы страховка. Вызывает вопросы у экспертов и практика, когда под каждый дом застройщики создают отдельные фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Такая система позволяла компаниям уходить от взыскания пеней. Настороженность региональных властей вызывает то, что в перспективе открытие одного юридического лица под каждый строящийся дом может стать нормой. В таком случае не совсем понятно, как осуществлять проекты по комплексному развитию территорий. А кварталы новостроек в Ленинградской области реализуются именно по такому принципу.

Но самое главное, как говорят в правительстве региона, в существующих нормативах нет действенного механизма по получению контроля над проблемными объектами и алгоритма, который позволял бы передавать дома новому инвестору. В Ленинградской области каждая достройка дома фактически контролировалась в ручном режиме, проводились многочисленные переговоры с инвесторами, вкладывались значительные средства из регионального бюджета. В Ленинградской области убеждены, что если будет прописан механизм передачи новому инвестору, это значительно упростит процедуру и люди меньше будут ждать новоселья. Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области рассмотрят проект закона на ближайшем заседании, а затем документ направят в Государственную Думу России.