Это не сценарий нового блокбастера, а условия для серии изоляционных экспериментов SIRIUS, стартовавших в наземном экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем РАН. В огромных "бочках", соединенных переходами, могут разместиться от трех до десяти членов экипажа.
Выдержит ли их психика длительный "отрыв от Земли"? Как быстро бортовой врач сможет помочь космонавту в нештатной ситуации? Справятся ли они с внезапной технической неисправностью корабля, работая в команде?
- Современная задача космической биологии и медицины - это отработка системы обеспечения межпланетных космических полетов, рассказал на пресс-конференции директор ИМБП РАН Олег Орлов. - Первый эксперимент продлится 17 дней. Примерно столько времени займет полет к Луне, ее облет и возвращение к Земле.
Проект SIRIUS рассчитан на 5 лет. 17-суточная изоляция - только первый его этап. Далее пойдут эксперименты длительностью 4 и 8 месяцев и в конце - один год. ИБМП проводит их вместе со специалистами Программы исследований человека НАСА. По словам руководителя программы Вильяма Палоски, наземный экспериментальный комплекс в Москве - это единственное место на Земле, где можно создать подобные условия длительной изоляции и получить важные данные о ее влиянии на организм и психику человека.
- Программа поддержана НАСА. Эта новая амбициозная миссия продолжает наше взаимодействие. У НАСА есть собственная программа изоляционных экспериментов, однако в Хьюстоне их длительность ограничивается только 60 днями, - рассказал Вильям Палоски. - Важное отличие еще и в том, что экипаж в проекте SIRIUS - международный, и мы можем узнать, как культурные различия могут повлиять на работу космонавтов. Таких условий, как здесь, даже на МКС создать нельзя.
Ровно в 14.00 по московскому времени двери "бункера" закрылись. За жизнью команды наблюдают около 20 камер, а общий контроль за состоянием участников идет через экспериментальный ЦУП.
- Предполагается, что нас ждет нештатная ситуация, но ничего конкретного о ней мы как члены экипажа не знаем: это тоже часть эксперимента, - рассказал командир экипажа космонавт-испытатель Марк Серов. - С собой на борт мы берем блокноты, чтоб вести дневник экспедиции, небольшие сувениры, чтобы они напоминали о доме, ну и, конечно, книги, фильмы, музыку.
Экипаж - очень молодой. Капитану - Марку Серову - 45 лет, Анне Кикиной (инженеру-гидротехнику по специальности "защита в чрезвычайных ситуациях") - 33 года, Виктору Феттеру (гражданину Германии, менеджеру проекта по выращиванию растений в космосе) - 34, Елене Лучицкой (старший научный сотрудник ИМБП РАН, будет следить за сном экипажа и его общим состоянием) - 37, Наталии Лысовой (научный сотрудник ИМБП РАН, специализация - оценка уровня физической работоспособности) - 27, а врачу экспедиции - Илье Рукавишникову - 33. Его миссия - особенно ответственная, так как любые проблемы экипажа ему придется решать в автономном режиме и только на том оборудовании, которое возможно будет взять с собой в космический полет.
Для чистоты эксперимента участникам не только запретили заниматься на тренажерах, но и вообще физкультуру вне проводимых опытов. Питание их будет в целом приближено к тому, что есть у космонавтов на МКС. Однако, по словам Марка Серова, в меню испытателей SIRIUS появится несколько новинок, которые еще не попали в космическую программу.
В рамках SIRIUS будут отработаны элементы полета на окололунную станцию Deep Space Gateway, которую Роскосмос планирует построить вместе с НАСА и другими странами. Поэтому ИМБП РАН смоделирует практически полное отсутствие связи с Землей.
Экипажу предстоит самостоятельно разработать программу действий и адаптировать ее под изменяющиеся условия. Специалисты института оценят, как члены экипажа будут использовать возможности космического корабля и оборудования. Также планируется изучить распределение ролей в коллективе и лидерство, межгендерное взаимодействие, личное пространство, биохимию, иммунитет членов экипажа. Будут применены и новые системы психологической поддержки, разработаны новые принципы распределения пространства в космических кораблях.