Этому же - урокам революции - был посвящен и цикл мероприятий, которые в день 100-летия революции прошли в Санкт-Петербурге. В них приняли участие сопредседатель Российского исторического общества Анатолий Торкунов, Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и другие общественные деятели.
"Уроки революции", как уже окрестили эти события журналисты, начались с посещения Российского государственного архива Военно-морского флота. После этого гости участвовали в закладке памятного камня российским судостроителям, выполнявшим свой профессиональный долг в годы революции и Гражданской войны (1917-1922 годы).
Почему местом для памятника были выбраны именно "Адмиралтейские верфи"? Дело в том, что именно здесь, от причальной стенки верфей (на тот момент объединенных с Балтийским заводом) в ночь на 26 октября 1917 года отошла легендарная "Аврора", направлявшаяся к Николаевскому мосту по указанию Временного революционного комитета. Кроме того, в молодости здесь трудился один из будущих создателей РККА выдающийся полководец Василий Блюхер. А последний руководитель Управления кораблестроения Морского министерства Российской империи инженер-судостроитель Владимир Гирс стал одной из первых жертв революционного террора. В августе 1918 года его вместе с другими морскими офицерами утопили в барже посреди Финского залива. Судостроителями стали его сын и внук - Михаил Гирс, который присутствовал на закладке камня.
Столетие Великой российской революции в городе на Неве были отмечены и другими памятными событиями. Премьера спектакля "Октябрь. 17", поставленного по мотивам оперы Вано Мурадели "Октябрь" прошла в зале Тенишевского училища. Режиссер-постановщик Юрий Александров выбрал эту площадку специально: ведь здесь впервые мир увидел "Балаганчик" Блока, здесь учились Мандельштам и Набоков... Увидевшая свет лишь на сцене Большого театра в начале 1960-х, опера "Октябрь", по мнению Юрия Александрова, незаслуженно попала в разряд "второсортных". Постановщик убрал из либретто сцены с поющим Лениным в Разливе, сократил хоры революционных матросов. В результате нам явили очень внятную и вполне человеческую историю. Сестра милосердия, славная девушка Марина, любима белым офицером Масальским, но сама пленилась большевиком, агитатором Андреем...
На спектакле присутствовало немало юной публики, которая с энтузиазмом продолжила обсуждение увиденного после премьеры.
У казанского дома-музея Ленина двойной праздник - 100-летие революции совпало с собственным 80-летним юбилеем. Но отмечают его здесь тихо, без помпы. Двухэтажная усадьба, где в 1887-1888 годах снимала жилье семья Ульяновых, притаилась на краю старинной маленькой улочки, где время словно остановилось. С утра на территорию музея забрел, невесть откуда взявшийся, ряженый Ильич, чем очень порадовал фотографов. Но сотрудники быстро спровадили самозванца. Это место помнит его другим.
- Здесь он еще не был Лениным, - говорит старший научный сотрудник музея Евгения Новикова. - Им он станет позже. Здесь жил 18-летний студент Володя Ульянов.
Но именно в Казани произошли события, превратившие его в революционера: студенческая сходка, первый арест, исключение из университета, ссылка. "Так что именно Казань несет ответственность за революцию", - смеется заведующая музеем Татьяна Басова.
В Ростове-на-Дону на Театральной площади прошла постановка-реконструкция штурма Зимнего дворца. На фоне красного кумача под революционные лозунги и музыку Зимний "штурмовали" революционеры, солдаты и матросы, одетые в форму того времени. Еще одним любопытным событием оказалось извлечение капсулы времени "Послание потомкам". Она была замурована 7 ноября 1967 года.
Подготовили: Руслан Мельников (Ростов-на-Дону), Олег Корякин (Казань)