Потому что, когда впервые в России показали фильм "Ван Гог. С любовью Винсент" (режиссеры Дорота Кобела, Хью Уэлшман) летом на Московском кинофестивале - в зал было не прорваться. Второй показ состоялся уже перед прокатом в элитарной Барвихе. И, надо признаться, подобного столпотворения киноконцертный зал в "Люксовой" деревне не видел давно. Отрадно было наблюдать такой интерес к истории живописи в заповеднике гламура, хотя на премьере было много известных людей из мира искусства. Выставку в холле лучше не описывать. Скажем только, что это был не Ван Гог. Но вот перед показом собравшимся прочитали небольшую лекцию, которая помогла лучше понять фильм.
Многие впервые узнали, что в судьбе художника Винсента Ваг Гога что-то есть помимо отрезанного уха. Что его не стало в возрасте 37 лет. Что за свою жизнь он написал более 30 автопортретов. Что единственная проданная при его жизни картина хранится у нас в Пушкинском музее. И что Ван Гог был в близких отношениях со своим братом. Тот его поддерживал материально. И братья всю жизнь писали друг другу письма. Всего их было около 2 тысяч. Винсентом написано 820. А сохранилось из переписки 903 письма. В Пушкинском музее сегодня пять работ Ван Гога, в Эрмитаже - восемь. В остальном же, если хочется узнать подробнее о художнике - лучше отправиться в Амстердам, где находится его музей.
В Барвихе лекцию слушали плохо. Зал пытался "захлопать" искусствоведа - специалиста номер один по творчеству художника. Хотели смотреть фильм. И дождались.
...Когда картина закончилась, то некоторые в зале поняли, что, по сути, она была блестящей иллюстрацией к прочитанной лекции. Более того, такое кино украсило и дополнило бы собой и музейную экспозицию. И вообще - если бы о творчестве многих художников снимали такие фильмы, к музейному делу и сохранению творческого наследия относились бы с куда большим интересом. Этот фильм получился как настоящая дополненная реальность. И дай бог, чтобы и дальше эта новая технология получала именно такое выражение.
Главное достоинство этой киноленты - картинка. 7 лет более 130 художников рисовали 65 тысяч кадров этого фильма!!! И вот от этого творения нельзя оторвать глаз. Перед нам - оживший кинематографический Ван Гог. Его картины находят достойнейшее воплощение на экране, представленные необычным киноязыком. Это как множество рабочих, которые вручную, по кирпичику, построили бы памятник архитектуры, например. Но, пожалуй, на картинке основное достоинство фильма и заканчивается. Потому что сценарий, соответствующий изображению, авторы создать не смогли.
Зритель узнает историю сына почтальона (об этом почтальоне, который доставлял письма братьев друг к другу, говорили, что у него душа Достоевского), который стремится доставить Ван Гогу письмо. В итоге погружается в его жизнь и смерть, и постепенно судьба художника тесно переплетается и с его собственной. В картину попытались внести элементы детектива. Но увы... Несмотря на то, что играют неплохие актеры (Дуглас Бут, например) и рисованное изображение сделано на основе их игры - так сказать "захват изображения кистью" - помимо оживших картин, фильм не затрагивает ничем. Ни одна линия близких отношений - будь то с братом или дочерью врача, который лечил Ван Гога от душевного недуга - не волнует. Соперничество человека так и не ставшего художником с его пациентом, который стал рисовать лишь в 28 лет, тоже не заставляет сопереживать, как, скажем, мы переживаем трагедию Моцарта и Сальери. Даже отрезанное ухо не пугает. Разве что проститутку на экране.
Фильм "Ван Гог. С любовью Винсент" поддерживает благотворительный фонд Константина Хабенского. Вместе с его прокатом пройдут еще несколько благотворительных акций. Актеры Константин Хабенский и Максим Матвеев озвучили в российском дубляже главные роли. Пойти на этот фильм стоит потому, что нигде и никогда вы больше не увидите такой потрясающей картинки, созданной руками многих людей. Но после просмотра, в душе останется чувство легкого разочарования - словно вы побывали на долгожданном уроке в Академии художеств, но не получили там самого главного. А, чтобы быть удовлетворенным в полной мере, поезжайте в Амстердам. И прослушайте там лекцию Елены Бекман. Вот на этом месте - те самые апплодисменты ей, которые так и не прозвучали в Барвихе.
Справка.
Елена Кожевникова-Бекман: историк искусства, закончила факультет истории искусства в Лейденском университете (Нидерланды), работает гидом в Национальном Музее Нидерландов Rijksmuseum и в Музее Ван Гога в Амстердаме, член Общества Историков Искусства Нидерландов (VNK), член Международного совета музеев (ИКОМ), основатель культурно-просветительского проекта для русскоязычных в Нидерландах WeekendTuner.