07.11.2017 22:00
    Поделиться

    Завершился Римский международный кинофестиваль

    В Риме завершился 12-й Международный фестиваль
    Римский международный кинофестиваль позади. Единственный здесь приз - зрительских симпатий - вручен фильму датчанина Януса Меца Педерсена "Борг/Макинрой" - о соперничестве двух теннисистов и одном из самых драматичных матчей мирового чемпионата.

    Открытие феста омрачилось новой выходкой художника-акциониста Чеккини, окрасившего воды фонтана Треви в ядовито красный цвет. Ровно десять лет назад он уже учинял такой акт; мол, кровавая лужа вместо фонтана "вопиет, что Рим жив и готов снова стать столицей искусств". Творца взяли, фонтан почистили, и в целом фестиваль прошел без ЧП. Он теперь занят просвещением, приобщает юность к новинкам и к сокровищам прошлого, завел прочные контакты с университетами и школами. Самая необычная из традиций - патронаж над тюрьмой Ребиббией, знаменитой, как замок Иф. В кинотеатрах прошла трансляция из Ребиббии, где заключенные под присмотром режиссера Фабио Кавалли сыграли "Гамлета", находя в "Дании-тюрьме" параллели со своим бедовым существованием. Кинодеятели с тюрьмой побратались со времен фильма братьев Тавиани "Цезарь должен умереть", где "Юлия Цезаря" Шекспира играли вчерашние грабители и убийцы. Реальный трагизм сломанных судеб снабдил спектакль подлинностью, какая не под силу актерам. Обращение феста к тюремному театру - акт гуманизма, целительный не только для душ заключенных, но и для общества, ясно увидевшего меру ценностей жизни и смерти, свободы и заточения. Заодно напомнили о миссии правосудия: тюрьмы - для лишения свободы, а не для унижения личностей.

    Просвещению масс служили фильмы о Марии Каллас, Стивене Спилберге, Бобе Дилане. Не удержались и от соблазна подпустить желтизны: прошел документальный фильм Мэтта Тирнауэра "Скотти и тайная история Голливуда" - откровения сутенера и "эскорта" звезд "золотой эры" американского кино. Мы узнаем, что, вернувшись после Второй мировой, симпатичный парень стал владельцем бензоколонки, и она завоевала популярность у голливудских звезд как удобный бордель. Откровенные фото и домашние киносъемки уложены в ностальгическую повесть о странной "дружбе" с мастерами уровня Спенсера Трейси, Кэтрин Хэпберн, Вивьен Ли, Кэри Гранта, Чарльза Лоутона, Коула Портера, Джорджа Кьюкора... Скотти не признает слова "сутенер" и считает, что оказывал дружеские услуги приятным людям. Картина возбудила споры о праве обнародовать интимные подробности жизни знаменитостей, которые в эпоху "кодекса Хейса" были вынуждены вести двойное существование, надеялись унести свои тайны с собой и теперь уже не могут ответить "разоблачителю". А старик Скотти, похохатывая, ведет нас дальше, отмыкая свои замусоренные дома, извлекая старый хлам, знакомя с женой, кошкой и скунсами, которых он кормит. Автор относится к нему с симпатией, ирония заметна только в этих кадрах с мусором и скунсами: мол, не трогай помойку - не будет аромата. И есть у картины побочная, трогающая душу тема: это кино еще и об утонувшей цивилизации. Напоминание о великолепной музыке, о прекрасных лицах, которыми любовались поколения, о шедеврах, составивших сокровищницу кино, и о романтических легендах, развенчать которые уже невозможно.

    Продолжил Рим и традицию показа первых частей телесериалов - прошли две серии 16-часового фильма Тома Тыквера "Вавилон Берлин", самого дорогого из немецких сериалов. Материал картины напоминает антураж "Кабаре" Боба Фосса: пир в преддверии чумы фашизма. И так же действие дрейфует между задворками Берлина и кабаре Moka Efti - гибридом варьете с борделем. Здесь козни и расследования, убийства и кровь, декадентские шоу, наркотики, секс и джаз. Одна из героинь, Шарлотта, днем служит в полиции, ночью завлекает клиентов (Лив Лиза Фрайс). На сцене Moka Efti блистает ослепительная Сорокина - понятно, русская агентесса - блондинка по жизни, а на подмостках андрогинное существо при усах и в цилиндре (Северия Янушаускайте, известная у нас по фильмам "Рыба-мечта" и "Норвег"). Да и прибывший из Кельна полицейский комиссар Гелеон (Фолькер Брух) как бы служит закону, но регулярно впадает в наркотическую ломку. Есть и русские заговорщики-троцкисты, мечтающие скинуть Сталина. Динамика картины подхватывает зрителя с первых кадров и не дает передышки ни на минуту. Один из центральных эпизодов - события "Кровавого мая", когда коммунисты провели на улицах Берлина первомайские марши, и полиция отстреливала демонстрантов.

    Под занавес Рим чествовал Дэвида Линча, которому Паоло Соррентино вручил приз "За выдающийся вклад в киноискусство". Мастер признался в любви к гению Федерико Феллини, с которым Линч родился в один день - правда, четвертью века позднее. Но создатели "Твин Пикс" и "Амаркорда", несомненно, родственные души.

    За 11 дней фестиваля на 106 фильмов из 27 стран было продано 39 243 билета. Россию представляли "Заложники" Резо Гигинеишвили.

    Поделиться