Московский кинофестиваль состоится на два месяца раньше

Московский международный кинофестиваль, который должен был в 40-й раз пройти в конце июня 2018 года, перенесен на апрель. Как сообщил журналистам его президент Никита Михалков, это связано с проведением в июне и июле будущего года чемпионата мира по футболу.

Крупнейший кинофестиваль страны и один из старейших кинофорумов мира когда-то на две недели собирал сотни тысяч зрителей по всей Москве от центра до окраин. В последние годы он сократился до 7 - 8 дней и проводится только в мультиплексе "Октябрь" на Новом Арбате. Но и в таком усеченном виде он, разумеется, не мог бы успешно функционировать одновременно с грандиозной по размаху футбольной эпопеей. Так что его перенос был ожидаем и неизбежен.

Чем это грозит фестивалю? Какие новые проблемы придется решать его организаторам? На эти вопросы "РГ" отвечает программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.

- Конечно, любой перенос мероприятия такого масштаба всегда нежелателен: за многие годы люди привыкли к тому, что кинофестиваль проходит летом, и включают его в свои планы. Но с другой стороны, понятно, что в дни чемпионата мира по футболу полноценное проведение фестиваля было бы невозможно. Поэтому к этой новости мы были готовы, и споры шли только о том, перенести фестиваль на весну или на осень.

Что меняется в связи с переносом? Прежде всего, расстановка сил на кинофронте. Обычно центральное звено подготовки ММКФ - Каннский фестиваль, проходящий в мае. В этом году ММКФ его опередит на месяц. И, стало быть, место каннских призеров в наших параллельных программах займут призеры фестивалей в Берлине и Роттердаме. Кроме того, обычно задолго до нашего фестиваля мы знаем, какие фильмы могут быть показаны в Каннах, и главной проблемой для нас оставалась Венеция, стягивающая к себе надежды создателей примерно семи сотен картин. В этом году к началу нашего фестиваля Канны еще не объявят своих участников, и число недоступных для нас фильмов увеличится. Поэтому думаю, нам придется скорее рассчитывать на картины из стран, которые и не надеются попасть на Каннский фестиваль. Это не значит, что эти картины плохи - просто у Каннского фестиваля есть свой круг интересов, в который эти кинематографии могут не входить. Но в любом случае наш выбор будет значительно более ограниченным.

То же касается и российских фильмов: примерно пять-шесть из них еще будут рассчитывать на успех у отборщиков Каннского фестиваля и окажутся для нас недоступными. Ну, а наши отношения с сочинским фестивалем "Кинотавр" вряд ли претерпят какие-либо изменения.

Конечно, всегда серьезная проблема финансирования фестиваля, которое обычно поступает слишком поздно, в этом году, вероятно, обострится - но здесь нам остается рассчитывать только на понимание и умения продюсеров ММКФ.