В исследовании "ОПОРЫ России" приняли участие 800 предпринимателей из 8 регионов, в том числе Иркутской, Нижегородской, Свердловской, Тульской и Ярославской областей, а также Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев, где в следующем году пройдет эксперимент с курортным сбором. Среди участников - турфирмы, продавцы сувениров, отельеры, рестораторы и экскурсоводы. Из них 75 процентов сообщили, что не верят в перспективы курортного сбора. В том, что это приведет к удорожанию отдыха, уверены 60 процентов опрошенных.
Также не рассчитывают предприниматели на прозрачность расходования нового налога и опасаются, что деньги уйдут не по назначению. Характерно, что антирекламой внутреннего туризма курортный сбор называют не только бизнесмены в регионах, где он появится, но и там, где его нет. Впрочем, исправить возможные ошибки еще не поздно. В случае с курортным сбором речь идет о пилотном проекте, который рассчитан на пять лет.
"Сейчас обсуждается концепция федеральной целевой программы по развитию внутреннего туризма на 2019-2025 годы, но также необходимо заниматься корректировкой законодательства, серьезным повышением качества кадров, субсидированием авиаперелетов, корректным подсчетом туристов, выводом предпринимателей из "серой зоны", созданием иных преференций для бизнеса, который готов прийти в туриндустрию всерьез и надолго", - считает вице-президент "ОПОРЫ России", председатель комитета по внутреннему туризму Алексей Кожевников.
Шесть из десяти предпринимателей заявили, что развитию их бизнеса мешают административные барьеры, среди которых особо выделяется уровень налогообложения. На втором месте вопросы тарифообразования, на третьем - проверки контролирующих органов. В рейтинге препятствий для привлечения инвестиций в туриндустрию лидирует недоступность банковских кредитов и отсутствие инвестиционных площадок под туристические объекты.
Лучше всего в туризме, по мнению экспертов, дела обстоят с питанием. За качество ресторанов, кафе и закусочных в России представители бизнеса спокойны. Плюс они ставят также российским музеям и достопримечательностям. А вот оценку с минусом получили недорогие гостиницы и качество предоставляемых ими услуг. Их предприниматели относят к наименее развитым объектам индустрии гостеприимства. При этом абсолютное большинство респондентов (более 95 процентов) заявили, что государство должно активнее участвовать в развитии внутреннего туризма.
"Предлагать туристам интересные услуги - это задача бизнеса, который продает путевки, строит гостиницы, придумывает новые экскурсионные маршруты. Но бизнес идет туда, где есть оборудованные площадки с подведенными коммуникациями, асфальтированными дорогами и так далее. И это задача государства. Если подготовительная работа не проведена, не будет и инвестиционных проектов", - говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Новая ФЦП, по его мнению, лишь отчасти закрывает эти вопросы.