Новости

11.11.2017 09:00
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Смертельное хобби

Как московские подростки становятся зацеперами?
По статистике, в течение первого года увлечения зацеперством погибают или травмируются две трети экстремалов. Половина из тех, кто выживает, становятся инвалидами. Но, похоже, даже эти простые и страшные факты доходят не до всех - в начале октября в Подмосковье насмерть разбился 15-летний мальчик-зацепер, сорвавшись с электрички. А Интернет полнится все новыми видео таких экстремальных поездок. Почему смертельно опасное увлечение находит все новых жертв, разбиралась "РГ".
 Фото: Сергей Ермохин / РИА Новости  Фото: Сергей Ермохин / РИА Новости
Фото: Сергей Ермохин / РИА Новости

Сколько их?

Сколько точно зацеперов, сказать сложно. По приблизительным подсчетам управления на транспорте МВД России по ЦФО, в Москве и области чуть больше 200. В официальных подсчетах полицейские опираются на количество выписанных штрафов. В реальности, говорят, гораздо больше - за каждой электричкой полицейского не приставишь, и зацепер может проехать не одну остановку, оставаясь никем не замеченным.

Среди зацеперов не только тинейджеры, ищущие острых впечатлений, но и вполне состоявшиеся взрослые: первых и вторых примерно поровну. И гибнут тоже и взрослые, и дети, первые даже чаще.

Однако точное количество погибших зацеперов тоже не установлено. На железной дороге в ЦФО в этом году травмировано более 750 взрослых и 73 несовершеннолетних, погибли более 500 взрослых и 30 детей. "Не всегда можно понять, что погибший был именно зацепером, - говорит Константин Булыгин, начальник управления организации охраны общественного порядка УТ МВД России по ЦФО. - Человек мог и просто переходить пути в неположенном месте. Тем более что железнодорожные травмы бывают очень тяжелыми".

Больше всего зацеперов на Ярославском, Савеловском, Рязанском направлениях, на некоторых участках Белорусского. "Многое зависит от станции, - говорит Булыгин. - Если она хорошо оборудована, есть видеонаблюдение, охрана и турникеты, то и зацеперов там меньше. А где нет даже забора, то и незаметно зацепиться за электричку проще".

Острые ощущения

Попадают в зацеперы по-разному. У кого-то путь из школы проходит через железную дорогу. Кто-то насмотрелся видеороликов в Интернете. Кого-то друзья подбили "попробовать".

Зацепинг - это острые ощущения, и чем быстрее едет поезд, тем сложнее на нем удержаться, тем интереснее. Поэтому, кстати, зацеперов больше всего в Москве и области: тут тебе и "Ласточки", и скоростные "Сапсаны". Или новые быстрые электрички ЭП2Д, на круглые "головы" которых без спецподготовки, "кошек" и карабинов не влезешь и не удержишься. Каждая новая электричка - испытание не на жизнь, а на смерть. В 2011 году погиб, сорвавшись с крыши "Сапсана" "гуру" зацепинга Григорий Лихтаренко, который всегда сам соблюдал "правила безопасности" и других наставлял. Ему было 29 лет. Через две недели после его гибели "подвиг" повторил его друг, на этот раз успешно. Остался жив и сбежал от полиции на станции в Поварово.

"Бывает, поймают зацепера, поставят на учет в детской комнате полиции, а потом еще мама с папой его накажут, и он сразу про зацепинг забывает, - рассказывает Константин Булыгин. - А иногда за детьми приезжают такие родители, что сразу видно - им все равно. И ребенок на следующий день снова едет на крыше электрички".

Психолог Светлана Успенская увлечение зацепингом называет настоящей зависимостью.

"Когда человек находится на грани жизни и смерти, в организме выделяется определенный состав гормонов, - объясняет она. - Эти гормоны дают ощущение эйфории, которой будничная жизнь дать не может. Так же как у алкоголика есть непреодолимая потребность выпить, у адреналинового наркомана - мощная потребность рисковать, связанная с эндокринной системой. И зависимое поведение формируется не всегда из-за того, что семья неблагополучна. Она может быть хорошей, но ребенок в нее не вписывается в силу каких-то обстоятельств. Например, родители эмоционально холодные, не сложилось душевного контакта. И ребенок начинает искать компенсации на стороне".

Риск ради популярности

Еще одна причина популяризации зацеперства - Интернет. Все "подвиги" снимаются на видео и тут же выкладываются в Сеть - все ради внимания и "лайков". Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) сняла об этом документальный фильм, и там есть такая история: зацеперы наблюдают за девочкой, гуляющей в полный рост по крыше вагона. Над головой - тысячи вольт. Даже дотрагиваться до проводов не надо, электродуга мгновенно убивает на расстоянии. "Вот бы сорвалась, - говорит на видео один из зацеперов. - Сколько бы просмотров было".

И действительно, ролики с зацеперами собирают тысячи просмотров. Популярность среди сверстников, что может быть важнее для тинейджера?

Одна из причин популяризации зацеперства - Интернет. Все "подвиги" снимаются на видео и тут же выкладываются в Сеть - все ради внимания
и "лайков"

Да и для взрослых тоже. Профессиональные зацеперы, которым за 20, собирают на своих видеоканалах тысячи поклонников и хорошо зарабатывают на рекламе. Для них это уже не адреналиновая зависимость, а бизнес.

Как бороться?

Пока бороться с зацепингом с помощью закона получается плохо - штраф всего 100 рублей, и зацеперы об этом прекрасно осведомлены. Тем не менее, по оценкам полиции, количество зацеперов по сравнению только с прошлым годом уменьшилось минимум на четверть. Скорее всего, это результат комплексной работы. В полиции говорят о рейдах и профилактике. Кроме того, как рассказали "РГ" в пресс-службе ЦППК, активно блокируется информация в Интернете. За последний год Роскомнадзор заблокировал по решению судов около 240 сообществ зацеперов в соцсетях с общей аудиторией более 1,8 млн человек. Сейчас "ВКонтакте" по ключевому слову "зацеп" находится всего несколько десятков групп, открытых и закрытых. Но количество участников исчисляется не десятками тысяч, как раньше, а максимум несколькими сотнями.

Кроме того, как рассказала "РГ" депутат Мосгордумы Инна Святенко, сейчас дорабатывается пакет поправок в федеральное законодательство, согласно которому штрафы за зацепинг в Москве планируется повысить до 5000 рублей.

Также зацеперов теоретически можно привлечь и по статье о хулиганских действиях, угрожающих безопасности экплуатации транспортных средств. Здесь штраф весьма внушительный - от 150 до 300 тысяч рублей либо ограничение свободы сроком до двух лет. И уже принят в первом чтении в Мосгордуме и закон о родительской ответственности, что тоже может оказать влияние на решение проблемы.

Мнение эксперта

Татьяна Хромова, психолог:

- Подростковый возраст один из самых непростых периодов в жизни, переход между детством и взрослением. Одновременно идут гормональные перестройки, меняются ценности. И часто возникает ложное ощущение, что "я - взрослый". Это похоже на возраст "я сам", как в три года. С рук мамы уже слез, хочет все делать сам, а получается не всегда. Чтобы благополучно прожить это время, родителям нужно быть в очень хорошем контакте со своим ребенком: знать, чем он живет, не впадая в другую крайность - гиперопеку. И если у ребенка есть потребность в адреналине и риске, родители должны найти безопасную замену. Прыжки на парашюте, батут, автогонки на картах - все что угодно, лишь бы ребенок мог реализовать свои потребности и почувствовать себя свободным.

Инфографика "РГ": Александр Смирнов / Светлана Батова