В СЗФО назрела реформа рынка управления многоэтажками

Российские законодатели обсуждают сразу несколько законопроектов, призванных навести порядок на рынке управляющих компаний. Одна из инициатив изменит процедуру лицензирования УК и сделает незаконной работу организаций-двойников. Благодаря другому документу из системы платежей за услуги ЖКХ исчезнут посредники. Принятие и того и другого законопроекта, как надеются их разработчики, должно улучшить ситуацию с долгами, которые управдомы накопили перед поставщиками ресурсов.

Уйти от долгов

Проблему управдомов-двойников представители Общероссийского народного фронта подняли в прошлом году. Они выяснили, что из 18 тысяч российских управляющих организаций 2,5 тысячи, или 16 процентов, были зарегистрированы по одинаковым адресам. Многие "клоны" имели практически идентичные названия, различающиеся только одной буквой, цифрой или символом.

- При этом выдающие лицензии специальные комиссии, согласно действующему законодательству, обращают внимание только на документы, которые должны быть в полном порядке, но не на схожесть в названиях, - комментирует ситуацию руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента "Народная экспертиза" Виктор Рожков.

Деятельность двойников несет в себе риски и для жильцов многоквартирных домов, и для поставщиков воды, электроэнергии и тепла, подчеркивают эксперты. Ведь руководитель УК может перенаправить деньги, получаемые от граждан, на счета "клонов". А затем обанкротить старую фирму, ставшую должником ресурсоснабжающих организаций (РСО), и передать все МКД в управление двойнику.

Чтобы жильцы не заподозрили неладное, в счетах на оплату услуг начинает фигурировать очень похожее наименование УК. В то же время взыскать с первой компании что-либо будет сложно. Как и привлечь к ответственности вторую компанию, которая по документам все же является другим юридическим лицом, имеет другой ИНН.

Примеров, когда управдомы с помощью двойника уклонялись от уплаты долгов, в регионах Северо-Западного федерального округа немало. Так, в Зеленоградском районе Калининградской области зарегистрированы две организации, все различия в названиях которых сводятся к знаку "плюс". Их руководителями и учредителями в разные годы выступали одни и те же люди.

Первая компания, по информации калининградской энергоснабжающей организации, сейчас не управляет ни одним домом. Задолженность этой УК перед энергетиками, накопленная за период работы с сентября 2013 года по сентябрь 2017 года, составляет 8,3 миллиона рублей. Второй управдом, который обслуживает 173 многоквартирных дома в Зеленоградске и исправно собирает плату с жильцов, накопил пятимиллионный долг. Нельзя исключать, что в муниципальном образовании может появиться третья компания с похожим названием, пока еще не имеющая долгов, а вторая УК, как и первая, станет "пустышкой".

Всего же просроченная дебиторская задолженность жилищных организаций Калининградской области на 1 октября 2017 года составляла 473 миллионов рублей. Две трети долга за электроэнергию приходится на действующие предприятия, еще треть должны банкроты и ликвидированные организации.

Запрет на клонирование

Чтобы недобросовестные УК со схожими наименованиями покинули рынок управления многоквартирными домами, эксперты ОНФ предложили ужесточить лицензионный контроль управдомов и не выдавать лицензии двойникам. Инициативу общественников поддержал федеральный минстрой. Поправки уже одобрены профильным комитетом Госдумы РФ, сейчас они готовятся к принятию.

- Введение запрета на получение лицензии УК со схожим названием позволит упорядочить рынок управления многоквартирными домами и понять, сколько же в действительности компаний занимаются управлением, - продолжает Виктор Рожков. - Граждане в свою очередь перестанут сталкиваться с ситуациями, когда им приходится уже в суде доказывать, что они заплатили за все предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Впрочем, один только запрет на схожие названия УК, как считают представители РСО, может оказаться недостаточной мерой. Ведь "имена" фирм иногда могут и различаться, а вот собственник остается прежним.

- В таком случае следовало бы проверять информацию о собственниках, руководителях и аффилированных лицах, - развивает тему Владислава Резакова, генеральный директор калининградской компании, которая занимается сбытом электрической энергии. - Возможно, необходимо лишать директора права управления на некоторый срок, чтобы исключить появление стандартной схемы ухода от долгов за потребленный ресурс.

Без посредников

Заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев предлагает законодательно закрепить срок аннулирования лицензии, если компания в течение определенного периода не осуществляет свою работу. Эта инициатива также позволит убрать с рынка "пустышки" - не всегда они имеют идентичные названия с уже работающими УК, но нередко создаются с теми же целями, что и "клоны".

- В настоящее время лицензия выдается бессрочно, что, как показывает наш мониторинг, приводит к ее получению на "всякий случай", - отмечает Павел Качкаев.

Речь идет об исследовании российских парламентариев, призванном выявить "пустые" управляющие компании, которые получили лицензию свыше шести месяцев назад, но так и не начали свою деятельность. Оно стартовало этим летом в 40 регионах страны. Как показали промежуточные результаты мониторинга, доля управляющих компаний-"пустышек" в этих субъектах РФ составила 9,8 процента. В списке регионов с наибольшим количеством неработающих УК оказался один субъект СЗФО - Республика Коми.

В столице Коми Сыктывкаре, кстати, недавно осудили бывшего директора крупной управляющей компании - за растрату. Как установил суд, он похитил 45,8 миллиона рублей, поступивших от населения в виде оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций.

Деньги глава УК перечислил на счета двух аффилированных жилищных компаний с очень схожими названиями.

Другая законодательная инициатива - исключить из цепочки оплаты коммунальных ресурсов управляющие компании - обсуждается с прошлого года. Такой законопроект, по информации минстроя РФ, будет внесен в Госдуму в ближайшее время.

- В целом мы поддерживаем переход на прямые договоры, но этот процесс подразумевает как положительные, так и отрицательные моменты. Из положительных моментов - уход от по-средника во взаимоотношениях "ресурсоснабжающая организация - гражданин". Из отрицательных - нерешенный вопрос по отнесению сверхнормативного расхода на общедомовые нужды на РСО, - подводит итог Владислава Резакова.

Мнение

Владимир Беляков, доцент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, специалист по комплексному экономико-правовому анализу предпринимательства:

- Сейчас пробелы в законодательстве в нашей стране нередко стараются "заткнуть" правовыми нормами, не изучая экономические предпосылки сложившейся ситуации. Так произошло с законопроектом о лицензировании УК - мы получили формальное требование о сборе пакета документов, выполнить которое легко может и недобросовестная управляющая компания.

Поэтому при разработке новых коммунальных законодательных инициатив, обсуждаемых сейчас в парламенте, необходимо учитывать интересы игроков рынка. Следует опросить добросовестных предпринимателей, независимых экспертов-экономистов. И только потом подключать юристов, которые должны будут перевести рекомендации экспертного сообщества в правовую плоскость, но не создавать нормы ради норм.