Поделиться

    С Украины на Дон переселились 50 семей

    В этом году заканчивается переселение жителей так называемой МПС - нескольких российских домов, остававшихся на украинской стороне.

    В давние времена строительства железной дороги сам граф Чертков пожаловал свои личные владения под дорогу, и потому прошла она несколько витиеватым путем. Прижимаясь к кормилице, по обе стороны путей росли жилые и хозяйственные постройки. В 1991 году линию государственной границы между Россией и Украиной провели по живому: по огородам и дворам, магазинам и предприятиям, прямо посередине улицы Дружбы Народов. По одну сторону улицы - российское Чертково, по другую - украинское Меловое. Дом № 49 МПС, возведенный в 1964 году для железнодорожников, как и еще семь многоквартирных домов, остались на российской земле, но в странном аппендиксе: вокруг него оказалась территория Украины.

    Жители эмпээсовских домов почувствовали себя челюскинцами на оторвавшейся льдине. Шаг влево, шаг вправо из российского двора - и они уже нарушители государственной границы. Транспортом стало не проехать: нужно было делать большой крюк и законно въезжать через таможенную заставу, выворачивать карманы и багажники. Провоз чего бы то ни было запретили. Рассказывают, что на День матери не пропустили родственников даже с 250-граммовой бутылочкой коньяка. Пришлось завернуть назад и не поздравлять родных.

    Первой сдалась скорая, за ней - пожарная служба. Без печатей и страховок их перестали пропускать. В случае ЧП люди на МПС знали, что к ним никто не приедет. Кроме транспортных, одолевали бытовые проблемы. Газ поступал из украинского трубопровода, и его чуть не отрезали. После переговоров властей обоих поселков трубу оставили, но цена на газ по сравнению с российской заоблачная. Этой осенью подняли еще, больше семи гривен за кубометр.

    Жители "на льдине" стали просить о помощи, и глава района Ольга Подгорная дошла до губернатора, вникшего в проблему. В 2016 году он издал постановление о выделении субсидий на предоставление жилья российским гражданам, оказавшимся оторванными от родины. Первый транш, 26,6 миллиона рублей, поступил в том же году, и 32 собственника получили возможность переселиться с оторвавшейся льдины на большую землю. Как уточнили в пресс-службе правительства региона, 19 семьям выделено по 1,4 миллиона рублей на приобретение жилья в любой точке России, для еще одной семьи, проживавшей в квартире по договору соцнайма, приобретено социальное жилье в Чертково.

    В 2017 году переезжают еще 26 семей, им помогают средствами в 35,6 миллиона.

    Еще вчера главными проблемами Наташи Приходько было провести малышей в детсад, через железнодорожные пути и канавы, придумать, как половчее пробраться из дому по украинским улицам в украинскую контору заплатить за газ, а потом в российскую - за воду… Сегодня она летает по офису совсем в других заботах: у нее теперь отличная квартира, где мальчишки могут кататься хоть на велосипедах, а еще они перевезли со старого эмпээсовского двора детскую горку и деревянную беседку, которую мастерили сами.

    А семья железнодорожников Ульченко поселилась в теплом доме, в подъезде которого висят картины и занавески. У них красиво и уютно, тихо ворчит самовар, подаренный на новоселье губернатором, и как страшный сон они вспоминают, как под окнами в эмпээсовском дворе стояла военная техника, как от стрельбы лопались стекла, как все - и русские, и украинцы - хватали детей, документы и бежали на российскую сторону. "Страшно было, - говорит Мария Семеновна Ульченко. - Гранаты, растяжки у гаражей. Боялась вечером свет включать. Пенсию почтальон приносил в сопровождении пограничников. А как-то прорвало водопровод. На границе все перекопано, трактору от чертковского сельсовета не проехать. Пришлось украинцев просить. Те траншею раскопали, а потом жильцы дома вручную лопатами закапывали. Людям как раз переезжать надо было, вещи перевозить".

    - Переселяли в два этапа, - рассказывает зампредседателя специальной комиссии, главный архитектор района Елена Цветкова. - Для первой волны переселенцев было требование - отсутствие другого жилья. Таких набралось примерно половина. Всем давалась возможность самим подобрать себе жилье - той же площади, что и старое. Мы помогали с оформлением документов, сделок купли-продажи, и затем перечисляли выделенные губернатором деньги на счет продавца. Сейчас переселяем оставшихся на МПС людей. Все переезжают туда, куда хотят. Большинство в Чертково, но кто-то поехал к родственникам в Ростов, Воронеж, Москву. К концу года территория МПС будет закрыта, а дома, скорее всего, пойдут под снос.

    Тем временем

    11 декабря пассажирские поезда, следующие на юг и на север через Ростов-на-Дону, последний раз пройдут через станцию Чертково. С 12 декабря билеты до станции Чертково уже не продаются. Станция для поездов дальнего следования переехала в хутор Марьяны, за 20 километров от Чертково. В Чертково же будет принимать только скоростную электричку до Ростова. Перенос целой ветки связан с еще одним политико-географическим казусом: часть пути российских поездов пролегала аккурат по территории Украины. С 2014 года, когда загремели взрывы, решено было построить новый участок дороги в обход и подальше Украины. "Это требовала и безопасность наших людей, и политический расчет", - говорит глава района. Дорогу построили за рекордные сроки - два года. Река жизни, сейчас она устремилась в Марьяны, там уже сдано два 16-квартирных дома для железнодорожников.

    Поделиться