По зову авторов идеи более ста художников написали 65 тысяч картин маслом - в прихотливом стиле постимпрессионизма, со свойственными Ван Гогу плотными, извилистыми мазками, спиралевидными пространствами и мощными цветовыми контрастами. Два режиссера - Дорота Кобиела и Хью Уэлчман - соединили эти картины в движущееся изображение, сообразив из жизни голландского живописца почти детективный сюжет и озвучив его голосами хороших актеров. Их герои - служившие художнику моделями деревенский почтмейстер Рулен (мудрец-бородач, смахивающий на Фиделя Кастро) и его сын Арман (хлыщеватый молодой человек с бородкой Арамиса и брежневскими бровями, драчун и выпивоха) - выдвигают свои версии гибели Ван Гога, который ушел из жизни в возрасте 37 лет.
По официальным данным, невротик, нападавший с бритвой на своего друга Гогена и отрезавший себе ухо, от безысходности застрелился сам, но тайна остается и дает пищу разнообразным гипотезам. Возникают черно-белые версии предысторий трагедии: сцена с подростками, закидавшими мольберт живописца камнями, истории неудавшейся любви и душевные срывы Ван Гога - не признанного при жизни и только после смерти ставшего культовым. Добровольные шерлокхолмсы идут по следам документа - предсмертного письма художника своему младшему брату Тео, посещают живописную деревушку Овер-сюр-Уаз, где все произошло, беседуют с людьми, общавшимися с Винсентом до его последних дней, - фермерами, врачом, официанткой кафе, особенно упирая на таинственное обстоятельство: роковой пистолет так и не был найден. Из штрихов и мазков, как и должно быть в живописи, вырисовываются смутные обстоятельства последних недель жизни гения. Главный герой, сам Ван Гог, присутствует на экране редко и мало, что тоже объяснимо природой фильма: художник был скуп на автопортреты.
Впрочем, детективного саспенса в фильме не ждите: острую жажду разгадки вы не испытаете. Это тот случай, когда форма картины сама становится ее смыслом. На наших глазах происходит чудо оживления образов, казалось, застывших навечно, - как бы обратный процесс тому, что демонстрирует останавливающая мгновение фотография. Современные художники бережно воспроизводят технику Ван Гога; кроме того, в действие включены 125 картин его кисти. Вот мимолетно возникает, едва заметно поводя бровями, его Агостина Сегатори, да и часть действия, похоже, протекает в запечатленном им кафе "Тамбурин". Населенный хрестоматийно известными образами картин Ван Гога, фильм поражает почти фотографической натуральностью, сохраняя при этом магию живописного изображения.
Мазок фирменный, взвихренный или "струящийся", от чего экран мерцает, прозрачные речные воды - чистейший импрессионизм. Визуальная энергия фильма сопоставима с той, что обрушивается на вас в залах Лувра, Эрмитажа или Прадо, что не мешает тончайшей прорисовке кинематографически естественной мимики, выразительности взглядов и психологически насыщенной игре рисованных персонажей. Ощущение напряженно вибрирующей струны великолепно поддерживает музыка Клинта Мэнселла, знакомого нам по фильмам Даррена Ароновски. Сам метод создания картины неизбежно напомнит опыты Михаила Цехановского, знаменитого мультипликатора 50-х, который в фильмах "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Каштанка" просил артистов Чиркова, Грибова и Милляра сыграть персонажей, а потом воспроизводил их пластику и мимику уже в рисунке - с полным портретным сходством. Не сравниваю, разумеется, художественный уровень фильмов столь разных эпох - он несопоставим, но способ работы над изобразительным рядом похож.
"С любовью, Винсент" - повесть об одиночестве среди толпы. О депрессии, неизбежной для одинокого гения, который чувствует себя непонятым и отверженным. И в конечном итоге о трагедии любого пророка, который опередит свое время и сформирует черты еще никем не познанного будущего. Фильм, уникальный тем, что все эти истории рассказаны здесь языком самого пророка и гения.