Чем грозит отказ Киева от военно-технического сотрудничества с Россией

Кабинет министров Украины прекратил двустороннее соглашение о взаимных поставках вооружений и военной техники, организации ремонта и предоставлении услуг военного назначения.

Речь идет о соглашении, подписанном в 1995 году в качестве продолжения российско-украинского договора о военно-техническом сотрудничестве от 1993 года. Когда-то предполагалось, что после развала СССР нормальные отношения в оборонной сфере сохранятся. Действительно, в Советской армии трудно было найти предмет вооружения, в котором не присутствовало то, что выпускалось на Украине или в Белоруссии. Ярчайший пример - основа  стратегической мощи отечественных РВСН ракета "Воевода", именуемая в НАТО "Сатаной". Она была спроектирована и выпускалась в Днепропетровске. Ее ресурс подтверждался и продлевался исключительно специалистами Южмаша.

Увы, если Минск только укрепляет военно-техническое сотрудничество с Москвой, то Киев стал сворачивать его еще до госпереворота в 2014 году. Объяснялось это просто. Если промышленный потенциал Беларуси сохранился и даже развился, то оборонно-промышленный комплекс Украины деградировал на глазах. Ничего интересного предложить нашим военным они не могли, и старое украинское стало постепенно заменяться на новое российское.

Вскоре после свержения Януковича пришедшие к власти политики громогласно заявили, что прекращают техническое обслуживание стратегических ракет "Воевода". Потом запретили поставлять нам газовые турбины для строящихся боевых кораблей. Стали рвать все контакты в области авиастроения. Ну и что в итоге?

Наши специалисты, прекрасно знающие конструкцию ракет, сами стали оценивать их состояние. Более того, была ускорена работа над собственной тяжелой ракетой "Сармат", пусковые испытания которой скоро начнутся.

Непоставка украинских газотурбинных двигателей, конечно, осложнила своевременный ввод в строй новых боевых кораблей и выполнение экспортных заказов. Но это, опять же, стимулировало производство собственных ГТД большой мощности.

В чем же выиграла Украина? Ни в чем.

Ракетные технологии Южмаша оказались интересны разве что северным корейцам. И нельзя исключать, что настоящий прорыв в ракетостроительной программе КНДР стал возможен благодаря украинской помощи. Спецслужбы США сейчас тщательно изучают вероятность такой помощи. А газотурбинные двигатели не заинтересовали даже корейцев. Северянам они просто не нужны, а южане игнорируют все, что выпускается с маркой Made in Ukraine.

Решение украинского кабмина, запретившего России вести ремонт и предоставлять услуги военного назначения, не может не сказаться на боеспособности вооруженных сил незалежной. Практически вся военная техника там еще советского производства. Быстро поменять вертолеты, истребители, штурмовики, оперативно-тактические ракеты и многое другое на западные образцы не получится. Поэтому техника останется без профессионального обслуживания. Впрочем, украинские военно-технические патриоты, как известно, сами с усами. Они приноровились делать ремонт и даже модернизацию советско-российских образцов собственными силами. Как правило, ведет это к увеличению весьма серьезных происшествий, связанных с отказами техники и боеприпасов.

Многие эксперты отмечают настоящий бум диванно-виртуальной конструкторской мысли по созданию чисто украинской боевой техники. Интернет переполнен рисованными образцами танков, самолетов, вертолетов и различного снаряжения. От одного их вида становится страшно. Случается, какой-нибудь монстр даже воплощается в металле. И нередко при первом же пробеге по полигону просто разваливается. Словно делали на скорую руку и из жести.

Таковы сегодняшние реалии. Впрочем, нельзя не отметить, что настоящие технические специалисты, которые еще остались на Украине, в отличие от политиков, понимают пагубность для своей страны полного разрыва военно-технического сотрудничества с Россией. И делают все, чтобы обойти абсурдные запреты. Возможности для этого есть. Но есть и опасность попасть под пресс СБУ, быть объявленным агентом Кремля.

Историю вспять не повернуть, а тот путь в будущее, который выбрали те, кто управляет политическим процессом на Украине, ведет к естественной самоликвидации оборонно-промышленного комплекса этой страны. Даже на фоне так называемой антитеррористической операции на своем Юго-Востоке.