Дмитрий Васильевич, сегодня самая острая проблема - электронные взыскания, они подчас становятся сюрпризом для людей, при этом число ошибок зашкаливает. Например, взыскиваются социальные пособия, которые никак нельзя трогать. Как-то можно это исправить?
Дмитрий Аристов: Давайте по порядку. Действительно, процесс принудительного исполнения в службе судебных приставов в настоящее время автоматизирован в значительной степени. Большая часть постановлений судебного пристава выносится исключительно в форме электронного документа. Основная масса межведомственных запросов, запросов в кредитные организации осуществляется в электронном виде. Но практика выявила ряд проблем. Одна из них: мы не видим происхождение средств, находящихся на счетах должника. Поэтому судебные приставы-исполнители, если должник не сообщил о том, что у него есть пенсионный или социальный счет, обращают взыскание в том числе на социальные пособия. Я направил распоряжение: в случае выявления подобных ошибок предпринять все меры, чтобы возвратить человеку деньги как можно быстрее.
Однако в целом необходимо системное решение, чтобы подобные ошибки в принципе были невозможны. И это решение подготовлено. Правительством Российской Федерации концептуально поддержаны подготовленные и внесенные в Государственную Думу депутатами В.А. Васильевым, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым законопроекты, предусматривающие открытие социального счета, на который будут перечисляться только денежные средства, обладающие иммунитетом от списания в рамках исполнительного производства. Мы надеемся, что до конца текущего года законопроекты будут приняты. Это защитит людей.
Теперь о так называемых двойниках - полных тезках должников. Летом будущего года вступает в силу закон, обязывающий включать в судебные решения идентификационные данные. Но формулировки закона не совсем понятны: речь идет о всех судебных решениях или только о делах по взысканию штрафов за нарушения КоАП?
Дмитрий Аристов: Принятые в конце июля текущего года федеральные законы касаются взыскания административных штрафов. Они совершенствуют порядок и сроки направления информации в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, то есть минимизируют случаи двойной оплаты административных штрафов.
Так что проблема, когда к нам приходили документы на взыскание штрафов, уже оплаченных должником, например, нарушителем Правил дорожного движения, будет решена. Также принятые поправки в закон об исполнительном производстве исключат возможность возбуждения исполнительных производств по взысканию административных штрафов в отношении лиц, имеющих сходные с должником персональные данные, такие как: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.
Эти нововведения не коснутся других категорий исполнительных документов о взыскании денежных средств.
Остальные, кроме штрафников, остаются в группе риска?
Дмитрий Аристов: Следующим шагом должна стать аналогичная корректировка процессуального законодательства.
В целом вы планируете полностью перейти на принудительное исполнение в электронном виде? Личные встречи приставов с должником совсем уйдут в прошлое?
Дмитрий Аристов: Не уйдут. Мы стремимся сделать контакт ведомства с гражданами более комфортным для людей. Для этого развиваются электронные системы взаимодействия. Но в любом случае всегда будет и возможность личного контакта при необходимости.
Конечно, в настоящее время определенная часть исполнительных производств исполняется за счет "электронного исполнения", так называемое офисное исполнение. В частности, такой способ исполнения характерен для исполнительных документов по взысканию административных штрафов, а также налогов и сборов.
В большинстве же случаев решение судов по-прежнему требует классического исполнения. В целях открытости службы мы планируем оснастить судебных приставов видеорегистраторами, отделы оборудовать видеокамерами. Это позволит свести к исключительности случаи конфликтных ситуаций между судебным приставом и сторонами исполнительного производства, когда все-таки остается необходимость личного общения. Будущее за разумным сочетанием электронного и классического исполнения с учетом специфики каждого исполнительного производства.
Постоянными клиентами ведомства являются алиментщики. Какие меры воздействия, применяемые к ним, наиболее эффективны?
Дмитрий Аристов: Эффективными мерами являются ограничение права выезда за пределы Российской Федерации и ограничение права на управление транспортными средствами. Например, за счет применения временного ограничения специального права взыскано порядка 851 млн руб. алиментов.
За 8 месяцев текущего года территориальными органами ФССП России заведено порядка 40 тыс. разыскных дел, что на 2,7% больше, чем за 8 месяцев 2016 года. В связи с розыском должников прекращено 37 тыс. дел.
В результате принимаемых мер принудительного исполнения, закрепленных в законодательстве, ситуация по взысканию алиментов в целом оптимизируется. Об этом свидетельствует устойчивая динамика снижения возбуждения исполнительных производств о взыскании алиментов и стабильное сокращение остатка исполнительных производств указанной категории.
Иными словами, количество злостных алиментщиков снижается. Как сильно?
Дмитрий Аристов: По состоянию на 01.09.2017 остаток неоконченных производств о взыскании алиментов снизился и составил 867 тыс. Взысканная сумма задолженности по алиментам составила 12 млрд руб.